Миллиардер Рыболовлев подал в суд на партнера по инвестициям в биомед

Суд Каймановых островов зарегистрировал ходатайство структур, принадлежащих трасту семьи миллиардера Дмитрия Рыболовлева, следует из документа, имеющегося в распоряжении РБК. В нем они просят расформировать фонд венчурных инвестиций ATP Life Science Ventures, L.P. в связи со злоупотреблением служебным положением и нечестным ведением дел со стороны генерального партнера фонда — компании ATP III GP. Ltd.
Заявители утверждают, что генеральный партнер, отвечающий за управление, хочет присвоить себе 50% их доли в фонде, действуя в интересах сооснователя — доктора Сета Харрисона.
Чем известен фонд
ATP Life Science Ventures, L.P. занимается венчурными инвестициями в технологии биомедицины. Компания зарегистрирована в 2012 году и сегодня имеет офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Сан-Франциско и Кембридже (Массачусетс). Ее капитал оценивается почти в $2,7 млрд.
Фонд инвестировал более чем в 30 трансформационных компаний, ориентированных на предоставление передовых методов лечения.
Что предшествовало спору
Еще до обращения структур Рыболовлева, 30 мая, ATP III GP инициировала судебное разбирательство, подав иск в суд Делавэра против Rigmora Biotech Investor One LP и Rigmora Biotech Investor Two LP (структуры семейного траста Рыболовлевых, выступающие ограниченными партнерами в фонде). На сайте фонда указывалось, что этот судебный процесс «направлен на то, чтобы заставить ограниченных партнеров выполнить свои договорные обязательства в соответствии с условиями соглашения об ограниченном партнерстве». «Мы боремся изо всех сил, чтобы гарантировать, что наши портфельные компании и инновации, разрабатываемые ими, могут продолжать движение вперед ради заинтересованных сторон и пациентов», — говорилось в заявлении.
В иске утверждается, что семейный траст Рыболовлевых демонстрирует преднамеренное деструктивное с финансовой точки зрения поведение, отказываясь выполнять свои обязательства перед фондом. Речь идет о случаях, когда траст превентивно не отвечает на запросы капитала, которые обязан выполнять, или отказывается утверждать новые бюджеты портфельных компаний. Такие ситуации стали заметны с конца 2021 года — начала 2022 года, но особенно участились в последние 18 месяцев, в которые траст «отчаянно пытается избежать своих инвестиционных обязательств», уверена ATP III GP.
В итоге складывается «чрезвычайная ситуация», и портфельным компаниям «грозит крах», поскольку эти средства «жизненно важны для продолжения их работы». «Это не вопрос перерасхода», — заявляет генеральный партнер.
Кто такой доктор Харрисон
Как говорится в ходатайстве, фонд ATP был основан «после обсуждений между доктором Сетом Харрисоном и доктором Дмитрием Рыболовлевым о формировании механизма инвестиций в индустрию биомедицины с использованием капитала предприятий, которые принадлежат трасту семьи Рыболовлевых».
Харрисон инвестировал в биомедицину с 1991 года в качестве венчурного партнера в Sevin Rosen Funds и стал генеральным партнером в Oak Investment Partners. С 2002 по 2010 год он также входил в совет International Partnership for Microbicides, некоммерческого партнерства по разработке продуктов, ориентированного на здоровье женщин и профилактику ВИЧ. В настоящее время он входит в советы директоров всех портфельных компаний, созданных в рамках фонда ATP.
В документе отмечается, что по состоянию на июнь 2025 года 99% из $2,7 млрд инвестированного в фонд капитала поступило от структур Рыболовлева. Оставшиеся $53,8 млн были вложены Харрисоном и его трастом Les Pommes, но «они в значительной степени были профинансированы кредитом, выданным Ezbon (одна из структур российского миллиардера)». Харрисон при этом руководит ATP III GP, Ltd. (генеральным партнером фонда), указано делавэрском иске компании.
Вместе с тем, приходят к выводу заявители, «доктор Харрисон, действуя через генерального партнера, начал разбирательство в Делавэре, в котором стремится изъять активы на сумму в миллиарды долларов у заявителей и передать эти активы себе», говорится в документе.
Какие претензии у Рыболовлева к партнеру
Структуры Рыболовлева заявляют о «потере доверия и уверенности в способности генерального партнера управлять делами партнерства» в интересах фонда. Это проявилось:
- в попытках запросить взнос в фонд в размере более $100 млн (сверх обязательств), нарушив положения соглашения об ограниченном партнерстве;
- некоторые расходы генерального партнера могли быть неправомерно отнесены к портфельным компаниям фонда, а сам партнер не предоставлял своевременно или вообще информацию, необходимую для проверки расходов или утверждения бюджетов входящих в портфель фонда активов;
- кроме того, в действиях партнера наблюдается конфликт интересов;
- также генеральный партнер в нарушение договора начал разбирательство в Делавэре, пытаясь получить дополнительное финансирование, а также конфисковать 50% доли истцов в фонде, стоимость которого он оценил в $4 млрд.
Таким образом, «поскольку партнерство больше не управляется в соответствии с разумными ожиданиями ограниченных партнеров», структуры Рыболовлева считают «справедливым и равноправным», если фонд будет ликвидирован.
Чем известен Дмитрий Рыболовлев
Дмитрий Рыболовлев занимает 26-е место в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes за 2025 год, его состояние оценивается в $6,4 млрд. Он является президентом футбольного клуба «Монако», а также бывшим акционером компании «Уралкалий». В 1992 году Рыболовлев участвовал в процессе приватизации компании и получил контроль над ней в 2000 году. В 2011 году он продал 53,2% производителя и экспортера минеральных удобрений Сулейману Керимову, Александру Несису и Филарету Гальчеву и покинул состав акционеров «Уралкалия».
Переехав в Монако, Рыболовлев начал инвестировать в искусство. С 2015 года бизнесмен в течение многих лет судился с швейцарским арт-дилером Ивом Бувье в нескольких странах. В том числе он обвинял аукционный дом Sotheby's в помощи Бувье в завышении цен при продаже произведений искусств.
В своем заявлении, поступившем в РБК, траст Рыболовлевых отмечает, что только с 2022 года вложил в фонд более $800 млн, а судебный процесс в Делавэре был возбужден в ответ на «законные запросы» предоставить информацию о деньгах, поступающих в распоряжение генерального партнера. «Нам представляется, что вместо того, чтобы ответить на эти вопросы, генеральный партнер выражает свое неудовлетворение условиями партнерского соглашения, ограничивающими степень, в которой генеральный партнер может требовать от нас взносы капитала», — сообщает он.
Траст надеется, что генеральный партнер «поступит правильно, отойдя от дел». «Но в противном случае мы уверены, что суд Каймановых островов предоставит нам соответствующую судебную защиту», — говорится в заявлении.
Генеральный партнер, в свою очередь, считает обвинения структур Рыболовлевых «беспочвенными, противоречащими фактам и, следовательно, несущими ущерб». Кроме того, он заверяет, что «не было никакого ненадлежащего управления или нецелевого использования средств». «Family Office (траст. — РБК) не полностью профинансировал свои обязательства. Все требования по капиталу, по которым он не выполнил обязательства, являются обоснованными. Оставшиеся инвестиции в портфеле ATP жизнеспособны, но требуют капитала для реализации своего потенциала», — говорится в ответном заявлении ATP III GP на сайте фонда. Там же указано, что компания подала ходатайство о приостановлении производства по данному делу.
Заявление о роспуске ATP Life Science Ventures LP имеет вполне разумное основание, полагает Георгий Сухов, адвокат, советник «Рустам Курмаев и партнеры». Он говорит, что в ситуации неразрешимых противоречий между партнерами инвестиционного фонда (либо участниками, акционерами юридического лица) юрисдикции англо-американской правовой традиции широко используют инструмент ликвидации или роспуска совместного предприятия с последующим разделом активов.
«Что касается иска, предъявленного второй группой партнеров в штате Делавэр, то данный иск основан на попытке понуждения их оппонентов к внесению капитала в фонд и сопряжен также с требованием в виде явно непропорционального перераспределения долей в фонде», — отмечает Сухов. При таких обстоятельствах, заключает эксперт, следует ожидать, что Канцлерский суд штата Делавэр примет во внимание развитие судебного процесса на Каймановых островах и осторожно отнесется к требованиям, заявленным со стороны ATP III GP.
Читайте РБК в Telegram.