Об этом сообщает агентство ТАСС со ссылкой на заявление Министерства энергетики России.
Тезисы ведомства:
- ситуация с топливом на внутреннем рынке остается стабильной;
- в настоящее время сформирован профицитный баланс, что позволяет полностью обеспечить потребности российской экономики, включая ключевые отрасли, такие как сельское хозяйство;
- действуют ограничения на экспорт бензина для непроизводителей;
- для дополнительной стабилизации принято решение о временном снижении экспорта топлив с одновременным увеличением объемов предложения на биржевых торгах;
- поставки топлива сельхозпроизводителям с долгосрочными контрактами по фиксированным ценам будут осуществляться в полном объеме.
Рост биржевых цен
30 июня 2025 г. стало известно, что стоимость бензина Регуляр-92 и Премиум-95 по итогам биржевых торгов в июне выросла в среднем на 12% и находится на максимальных для 2025 г. уровнях.По данным СПбМТСБ, цена бензина АИ-92 увеличилась за месяц на 11,9%, до 63,952 тыс. руб./т.
Бензина АИ-95 подорожал на 12,2%, до 68,124 тыс. руб./т.
Кроме того, в июне значительно подорожал топочный мазут - на 19,7%, до 20,93 тыс. руб./т.
Напомним, 25 июня 2025 г. российские СМИ сообщали, что участники биржевого комитета ФАС России на последнем заседании поднимали вопрос о полном запрете экспорта бензина до октября 2025 г. включительно. Сейчас такой запрет действует только для трейдеров до конца лета.
Вице-премьер РФ А. Новак при этом отмечал, что власти РФ в курсе идеи о полном запрете экспорта бензина, но пока не получали официальных обращений. В то же время, по его словам, кабмин обсуждает продление действующего запрета на экспорт бензина для непроизводителей до октября.
Эмбарго на экспорт бензина
- полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России (за исключением поставок в рамках межправсоглашений и ряда др. случаев) был введен 21 сентября 2023 г. для купирования назревшего топливного кризиса на внутреннем рынке;
- тогда сошелся целый ряд факторов - продолжающийся период высокого спроса, высокая экспортная альтернатива, выбытие части перерабатывающих мощностей в результате плановых и неплановых ремонтов, уборочная кампания, общая нервозность рынка и др. - что привело к резкому росту биржевых цен на топливо и возникновению локальных дефицитов;
- по мере стабилизации рынка запреты ослаблялись;
- так, по дизельному топливу с 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля, с 22 ноября 2023 г. - летнего дизельного топлива, а с 22 марта 2024 г. - зимнего дизеля;
- на текущий момент необходимости в восстановлении запрета на экспорт дизтоплива ФАС не видит;
- регулирование экспорта бензина потребовало более тонкой ручной настройки, поскольку запас по мощностям для его производства в России существенно ниже, чем по дизтопливу;
- в связи с этим запрет на экспорт в той или иной форме восстанавливался и действует по текущий момент:
- полный запрет действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 г.,
- затем он был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа 2024 г., чтобы поддержать стабильность топливного рынка в период высокого спроса в ситуации выбытия части перерабатывающих мощностей в результате плановых и неплановых ремонтов на НПЗ,
- в период с 20 мая по 31 июля 2024 г. запрет ослаблялся во избежание затоваривания - было дано разрешение на экспорт бензина для производителей (компаний с объемом переработки свыше 1 млн т/год),
- на фоне затягивающихся ремонтов НПЗ с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.,
- 30 ноября 2024 г. правительство РФ продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г. для непроизводителей, но с поставок, осуществляемых непосредственными производителями нефтепродуктов, запрет был снят,
- затем в том же виде эмбарго было продлено до 28 февраля 2025 г., затем - до 31 августа.