ВГТРК показали китайскую грамоту

Азиатские рынки отказываются от контента холдинга

Медиахолдинг «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) в прошлом году сократил на 15% международную дистрибуцию своего контента в Казахстан из-за нового местного законодательства, при этом увеличив продажи в Белоруссию и Грузию — на 25% и 30% соответственно. В то же время при работе на азиатском направлении компании мешают санкционные риски: в Японии и Южной Корее отменяются показы уже проданного контента, а Китай и вовсе заморозил закупки.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

“Ъ” ознакомился с докладом о деятельности ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» по итогам 2024 года, опубликованном на официальном сайте холдинга. Дата публикации не уточняется. В документ был возвращен раздел с данными о международной дистрибуции контента, которые в 2023 году компания не раскрывала.

Общие показатели по экспорту контента ВГТРК не приводит, однако указывает изменения по отдельным государствам. Например, компания в прошлом году продала на 15% меньше часов контента в Казахстан, показатель составил 54 тыс. минут. В ВГТРК связывают сокращение по региону с введением в стране закона «О масс-медиа», который предполагает увеличение вещания на казахском языке до 55% от общего объема. После принятия последнего местные студии перевода повысили цены на свои услуги в два раза (см. “Ъ” от 27 марта).

При этом дистрибуция контента в Белоруссию составила 1,7 тыс. часов контента, что превышает показатели прошлого года на 25%.

Вырос показатель продаж и в Грузии: там компания лицензировала 464 часа, что на 30% превышает показатели 2023 года. В ВГТРК отмечают, что успешно продолжают трансляцию российских мелодраматических сериалов в регионе.

Впрочем, у холдинга есть проблемы с дистрибуцией контента по азиатскому направлению, например в Японии и Южной Корее, указано в докладе. С отдельными каналами и дистрибуторами первых стран в ВГТРК сохраняются отношения «на высоком уровне взаимопонимания», говорится в документе: «Запрет на показ российского контента по ТВ ограничивает возможности сотрудничества. Например, платный телеканал, ранее лицензировавший исторические драмы "Екатерина" и "Елизавета", приостановил показы на ТВ, их возобновление не планируется».

Ольга Любимова, министр культуры, 28 марта:

«Наша цель — утвердить конкретные идеи совместных кинофильмов, которые не только соберут большую аудиторию в России и Китае, но и будут отличаться качественным высокохудожественным содержанием».

Китай и вовсе фактически остановил все закупки, хотя до пандемии был одним из активных покупателей контента компании, отмечают в ВГТРК. В компании связывают это с изменением структуры рынка, который сейчас рассчитан только на локальный контент, а также с процедурами цензурирования иностранных продуктов.

Большая часть Европы остается для холдинга закрытой, однако дистрибутор из Сербии закупил права на сериал «Бригада», говорится в докладе. В Латинской Америке контент ВГТРК представлен в крупнейших онлайн-кинотеатрах региона, а в прошлом году каталог платформ пополнился линейкой мелодраматических мини-сериалов. Параллельно в декабре 2024 года ВГТРК заключил договор с бразильским партнером, которому продал пакет сериалов (среди них — «Между нами глубокое море», «Кровавая барыня», «Ловец снов»).

В ВГТРК не ответили “Ъ”. В «Роскино» (представляет российскую индустрию на международных рынках) отказались от комментариев, также поступили и в «Экспоконтенте» (консультирует российские медиахолдинги по продвижению российского контента за рубежом, клиенты — «Союзмультфильм», ГК «Рики», «Паровоз»).

Источник “Ъ” в одной из студий кинопроизводства считает, что заморозка Китаем лицензирования проектов ВГТРК объясняется санкционными рисками: «В целом страна в прошлом году очень осторожно относилась ко всем проектам с россиянами».

Исключение — копродукционный фильм «Красный шелк», о съемках которого представители России и Китая договорились на саммите БРИКС (2024 год, Казань). «А продажи контента в Грузию позволяют как перепродавать контент на другие рынки и обходить санкционные ограничения, так и находить аудиторию среди местных релокантов»,— признает собеседник.

Юлия Юрасова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Подписывайтесь

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×