Зарубежным компаниям будет непросто вернуться на российский рынок

Иностранные компании, которые покинули российский рынок несколько лет назад, вряд ли смогут вернуться на прежних условиях. Сегодня прорабатываются критерии, которые им следует соблюдать, если они хотят снова работать в России.
С уходом части зарубежных компаний товаров в российских магазинах меньше не стало.
С уходом части зарубежных компаний товаров в российских магазинах меньше не стало. / РИА Новости

Тема их возвращения в последнее время часто обсуждается на высоком уровне. "С российского рынка, во многом по принуждению так называемых политических западных элит, ушел ряд иностранных компаний. Причем некоторые из них, к сожалению, но это очевидная вещь, "подставили" своих российских партнеров", - заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями российского бизнеса.

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов на Неделе российского ретейла так описал возможность возврата для компаний, которые ранее приняли решение уйти с российского рынка: "Вход, конечно, возможен: если кто-то хочет заходить обратно, пожалуйста. Но только с российскими партнерами, только с российским контролем, только с приземлением технологии и только с освоением в понятной перспективе полного цикла производства на нашей территории".

Сегодня многие ниши рынка уже успешно заняты отечественными производителями

Торгово-промышленная палата РФ совместно с другими деловыми объединениями проработала предложения по регулированию возвращения иностранных компаний, сообщил "РГ" президент ТПП РФ Сергей Катырин. В них предложено несколько основных принципов: недопущение ущерба для российских компаний, инвестировавших в импортозамещение; гарантии долгосрочной и непрерывной работы на рынке; локализация производства и создание рабочих мест; отсутствие демпинга и искусственного ценового давления; четкие инвестиционные обязательства по компенсации понесенных экономикой потерь и приоритетное партнерство с российскими поставщиками; использование отечественного сырья.

"Сегодня на рынке многие ниши уже успешно заняты отечественными производителями, особенно в сегментах продуктов питания, бытовой техники и некоторых видов промышленного оборудования", - поясняет Сергей Катырин.

После 2022 года значительно выросла доля отечественных товаров в категориях "гигиена", "бытовая химия", "косметика", рассказывает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. "Доля российских средств для стирки выросла до 80 процентов, шампуней - до 75 процентов, зубной пасты - до 45 процентов", - говорит он.

Остаются сферы, где замещение иностранных марок пока вызывает трудности. К таким отраслям относятся, например, определенные виды электронного оборудования, фармацевтика и некоторые инновационные технологии, перечисляет Сергей Катырин.

Тем не менее международные бренды, особенно в категориях одежды, обуви, безалкогольных напитков, сохраняют высокую лояльность аудитории. Сегодня есть компании, которые обсуждают возможность вернуться в РФ, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Но вернуться смогут лишь те, кто при уходе не хлопал громко дверью и не делал политических заявлений.