Владелец ювелирного дома Илья Клюев: Главное в украшении - вовсе не караты

Владелец ювелирного дома рассказал "РГ" о перспективах рынка драгоценностей в России
Приобретение драгоценных камней, высококачественных ювелирных изделий издавна считалось хорошей инвестицией. Всегда ли это так, зачем нужен ювелирный консультант, каковы перспективы развития российского рынка ювелирных изделий - на эти и другие вопросы "РГ" ответил Илья Клюев, основатель и владелец ювелирного дома Cluev.
Илья Клюев: Для меня развитие бизнеса - это расширение круга клиентов.
Илья Клюев: Для меня развитие бизнеса - это расширение круга клиентов. / Пресс-служба ювелирного дома Cluev

Илья Валерьевич, как по-вашему, всегда ли покупка дорогого ювелирного изделия будет хорошим и ликвидным вложением?

Илья Клюев: Обычай покупки золота и драгоценных камней имеет глубокие корни. На ювелирные украшения смотрели как на возможное спасение в трудных жизненных ситуациях, так называемый last reserve, который всегда можно продать при необходимости. Но можно разделить ювелирные изделия на две категории - украшения, где главной ценностью является дизайн и отсутствуют крупные драгоценные камни, и украшения, где главной ценностью является камень. Проще всего продать украшения с центральными камнями. Самые ликвидные - это бесцветные бриллианты, на них стабильно высокий спрос. Однако за последние двадцать лет бриллианты не росли в цене так, как более редкие цветные камни - сапфиры, изумруды, турмалины параиба или розовые и голубые бриллианты. Приведу пример: приобретенный пять лет назад клиентом из Швейцарии за 1,5 миллиона долларов сапфир весом 120 карат удвоил свою стоимость, не успев даже покинуть хранилища в Женеве. Турмалины параиба за десять лет с десяти тысяч долларов за карат выросли до пятидесяти тысяч. А идеальный пятикаратный бриллиант за двадцать лет подорожал лишь в два раза.

Каковы плюсы и минусы инвестиций в авторские ювелирные украшения?

Илья Клюев: Украшения, где акцент делается на дизайн, оценить сложно. Нужно учитывать, что через 10-15 лет он может выйти из моды. Авторские изделия чаще всего изготавливаются индивидуально под стиль и образ жизни клиента, а не как инвестиционная идея. Очевидно, что пятикаратный солитер и трехкаратные пусеты проще продать, чем браслет сложной конструкции с перламутром, каменным деревом и куском метеорита. Но и то и другое имеет право на существование и своих клиентов.

Вы не раз говорили, что ювелирное дело не приносит легкого и быстрого дохода. Кто вы сами по отношению к своему бренду - бизнесмен или инвестор?

Илья Клюев: Развитие ювелирного бизнеса на первом этапе, пока бренд не встал на ноги и не приобрел финансовой устойчивости, - это удел основателя и его команды. Нужно понять, какие преимущества и ценности ваш бренд сможет предоставить клиентам и чем он будет отличаться от существующих компаний. Когда продажи продукции бренда начнут расти опережающими темпами, тогда можно начать искать инвесторов или партнеров для масштабирования.

Любому бизнесу необходимо движение вперед. В каком направлении вы, как глава ювелирного дома, видите его развитие?

Илья Клюев: Для меня развитие бизнеса - это расширение круга клиентов, увеличение количества выпускаемых изделий и продаж. Мне важно, чтобы клиентам нравилось то, куда мы движемся. Было пожелание клиентов, чтобы Cluev стал более известным. Мы начали большую работу по продвижению, пригласили Светлану Ходченкову в амбассадоры бренда, активно общаемся с лидерами мнений и СМИ, рассказывая о наших ценностях и взглядах. Когда клиенты захотели больше украшений с бриллиантами, мы стали больше гранить бриллианты. Главный человек в нашей компании - это клиент, и это помогает нам активно развиваться.

Что важнее - создавать бестселлеры или коллекционные вещи, которые передают по наследству?

Илья Клюев: На мой взгляд, каждое ювелирное изделие должно быть таким, чтобы его можно было передать по наследству. Ведь здесь главное - это не уплаченная сумма, а та ценность, которую украшение представляет для своего обладателя, качество ювелирной работы и натуральность камней, а не каратность. Представьте, что мама подарит дочке на 16 лет первое украшение - колечко с бриллиантом в полкарата, которое было, в свою очередь, ей подарено отцом. Это семейная реликвия и благословение поколений.

Главное - это не уплаченная сумма, а та ценность, которую украшение представляет для своего обладателя

Я не считаю, что к каждому приобретаемому украшению нужно подходить как к покупке. Ведь главная роль украшений - это шлейф эмоций от обладания ими. Но если для клиента стоимость украшения существенна, то нужно осмысленно подходить к покупке, проконсультироваться у эксперта.

Каковы ваши прогнозы на развитие ювелирной отрасли в нашей стране?

Илья Клюев: В России много платежеспособных клиентов с прекрасным вкусом. Совсем недавно русский рынок входил в топ-5 по объему продаж большинства международных брендов. Эти бренды ушли, а клиенты остались. В России обширные запасы алмазов. Все это предоставляет хорошие возможности для русских ювелиров. С другой стороны, требуется время и большая работа, чтобы переключить внимание аудитории на русские бренды. Для появления знаковых русских брендов, на мой взгляд, необходимо изменить подход к делу. Нужно убрать кичливость и самомнение, "родовую травму" многих ремесленников в России, усердно создавать философию бренда, разрабатывать долгосрочные маркетинговые программы. И главное, искренне любить свое дело и верить в то, что через наше ремесло мы можем принести в мир частичку добра и света.