Инвесторам не до торговли

Риски экономической политики США отошли на второй план

Международные портфельные управляющие начинают все меньше бояться торговых войн, свидетельствует опрос Bank of America, переговоры США с Великобританией и Китаем вселяют осторожный оптимизм. Однако теперь на первый план могут выйти боевые действия между Израилем и Ираном. Российские управляющие считают, что наиболее негативное влияние на мировую экономику окажет вовлечение в конфликт США и перекрытие Ормузского пролива, но вероятность такого сценария оценивают невысоко.

Фото: Brendan McDermid / Reuters

Фото: Brendan McDermid / Reuters

Июньский опрос портфельных управляющих, проведенный аналитиками Bank of America (BofA), свидетельствует о снижении рисков торговых войн. В анкетировании, которое проводилось 6–12 июня, приняли участие представители 222 фондов, в управлении которых находились активы на сумму $587 млрд. По данным опроса, лишь 47% респондентов назвали ключевым риском для мировой экономики на горизонте ближайших 12 месяцев риск торговых войн.

Несмотря на заметное снижение опасений раскручивания торговой войны, чему способствовали переговоры США с Великобританией и Китаем, этот риск в первой половине июня оставался ключевым для управляющих. С большим отрывом от него шли инфляционные риски и риски ужесточения политики ФРС (17%), а также рост доходности американских облигаций (16%).

В итоге портфельные менеджеры стали заметно более позитивно смотреть на перспективы мировой экономики — количество тех, кто ожидал замедления темпов роста, за месяц уменьшилось с 59% до 46%.

С учетом того, что опрос проводился до того, как Израиль нанес ракетный удар по Ирану, обострение ситуации на Ближнем Востоке не было учтено в опросе BofA. По мнению портфельного управляющего Astero Falcon Алены Николаевой, это обострение может сорвать настрой большинства портфельных менеджеров «на мягкую посадку экономики».

Ракетные обстрелы приведут к резкому росту геополитических рисков, но не стоит ждать автоматического вытеснения на второй план рисков торговой войны, считают опрошенные “Ъ” портфельные управляющие. Причина в том, что за последние два года Иран и Израиль уже в третий раз обмениваются ударами, но предыдущие два были краткосрочными и не перерастали в более масштабные конфликты. Поэтому роль данного фактора во многом будет зависеть от продолжительности боевых действий, а также от участников конфликта. «Если США вступят в конфликт напрямую, а физический рынок нефти окажется под реальным давлением дефицита, цена нефти легко может закрепиться и выше уровня $100 за баррель»,— отмечает Алена Николаева.

По мнению управляющего директора по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Игоря Козака, критичным для мировой экономики и рынков стала бы блокировка Ормузского пролива, что привело бы к росту стоимости нефти до $130 за баррель. Длительное удержание цен на таком уровне, что неизбежно при длительном дефиците нефти, приведет к росту инфляции в мире, что заставит мировые центробанки вернуться к циклу ужесточения ДКП.

Однако пока участники рынка в базовом сценарии ждут постепенного затухания конфликта. Этому способствует как уменьшение интенсивности ударов, готовность Ирана вернуться к переговорам, так и сохраняющееся пока дистанцирование США от конфликта. «Сценарий с перекрытием пролива малореалистичен, так как для Ирана, бюджет которого на критическую величину зависим от экспорта энергоносителей, данное действие невыгодно»,— считает Игорь Козак. Потому основными триггерами для рынков останутся инфляция, ставки и макроэкономические показатели. «В моменте, конечно, геополитика вернулась в топ-категорию tail risk (маловероятные события, которые могут привести к большим потерям или прибылям.— “Ъ”). Конфликт сейчас воспринимается как рутинизированный: рынок просто вшил дополнительную норму волатильности под такие эпизоды»,— отмечает Алена Николаева.

Несмотря на изоляцию российского фондового рынка, военный конфликт между Израилем и Ираном имеет важное значение для него.

По мнению главного макроэкономиста УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антона Прокудина, быстрое завершение конфликта приведет к снижению цен на нефть, что негативно скажется на внешней торговле России. Возвращение нефтяных котировок к уровням начала месяца (около $65 за баррель) негативно для нефтяных компаний, которые занимают около 50% российского фондового рынка. «В случае долгосрочного конфликта и глобальной дестабилизации будут повсеместно наблюдаться фиксация риска и уход в защитные активы, возможное ослабление курса рубля на фоне ухода долларовых инвесторов в деньги»,— оценивает Игорь Козак.

Виталий Гайдаев

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×