На Ближнем Востоке разворачивается кризис, который уже затронул энергетическую инфраструктуру Ирана. Это произошло после того, как Израиль начал атаку на крупное газовое месторождение в Персидском заливе. Это может привести к дальнейшим потрясениям на рынках.
Пожар на газовом месторождении Южный Парс в Тонбаке, провинция Бушер, Иран, на этом снимке экрана из раздаточного видео, выпущенного 14 июня 2025 года. Социальные сети/через REUTERS
В субботу Израиль нанёс удар по наземному заводу по переработке природного газа, связанному с крупным иранским месторождением Южный Парс. В результате произошёл мощный взрыв и пожар. Это привело к остановке производственной платформы на месторождении, о чём сообщило полуофициальное информационное агентство Tasnim.
Атака на энергетические активы стала новым этапом конфликта, который начался в пятницу, когда Израиль начал серию атак, направленных против ядерной программы Исламской Республики. Хотя ущерб газовому объекту может быть ограничен внутренней энергетической системой Ирана, эскалация всё же может вызвать дальнейшие колебания нефтяных фьючерсов, когда торги возобновятся после выходных.
Атака повышает риск для нефтяной инфраструктуры Ирана, который является третьим по величине производителем ОПЕК, а также для поставок из других стран региона. Цены на сырую нефть в США выросли на 14% в пятницу, прежде чем установиться на уровне около 73 долларов за баррель.
«Это будет иметь значительные последствия», — сказал Ричард Бронз, глава отдела геополитики в консалтинговой компании Energy Aspects Ltd., комментируя субботние атаки. «Похоже, что мы находимся в цикле эскалации», и могут возникнуть «вопросы о том, будет ли Израиль атаковать больше иранской энергетической инфраструктуры», — добавил он.
Крупнейшее в мире газовое месторождение Южный Парс разделено между Ираном и соседним Катаром, где оно известно как Северное месторождение. Иранский газ в основном используется внутри страны и не экспортируется в больших объёмах. Южный Парс обеспечивает примерно две трети поставок страны.
Пожар на объекте на этапе 14 остановил добычу на одной из морских платформ, объём которой составлял 12 миллионов кубометров в день, сообщила компания Tasnim. Пожарные предотвратили распространение огня на другие объекты, говорится в сообщении.
Кроме того, пожар вспыхнул на газовом заводе Fajr Jam, который перерабатывает топливо с месторождений Южный Парс, а также Нар и Канган. Это одно из крупнейших перерабатывающих предприятий Ирана.
Удары по энергообъектам могут ещё больше парализовать и без того нестабильную энергетическую отрасль Ирана. Страна столкнулась с одними из самых серьёзных отключений электроэнергии за последние десятилетия, которые затронули ключевые сектора экономики. Это ещё больше погружает страну, богатую энергоресурсами, в кризис. По оценкам Торгово-промышленной, горнодобывающей и сельскохозяйственной палаты Ирана, отключения электроэнергии обходятся экономике примерно в 250 миллионов долларов в день.
«Израиль ищет экономические цели, но, по крайней мере, на данный момент пытается ограничить влияние и побочные эффекты на международные рынки», чтобы не оттолкнуть союзников, сказал Бронз.
Официальная причина пожара на Fajr Jam пока не названа, но первоначальные оценки указывают на наличие вражеских беспилотников, сообщает Tasnim.
Иран создал обширную сеть газоперерабатывающих и химических заводов на суше вокруг порта Ассалуйе на южном побережье страны. Объекты, связанные с морскими производственными площадками, также имеют важное значение для экспорта конденсата, лёгкой маслянистой жидкости, которая обычно добывается вместе с газом. Иран в основном отправляет конденсат в Китай.
Иран экспортирует некоторое количество газа в Ирак, а также в Турцию в прошлом, но страна так и не смогла привлечь инвестиции, необходимые для завершения строительства терминалов сжиженного природного газа, которые позволили бы ей широко экспортировать топливо.
«Это серьёзная эскалация», — сказал Хорхе Леон, аналитик Rystad Energy A/S, ранее работавший в секретариате ОПЕК, комментируя субботнюю атаку.
«Это, вероятно, самая масштабная атака на инфраструктуру нефтегазовой отрасли со времён Абкайка», — сказал Леон, имея в виду забастовку 2019 года, которая на короткое время парализовала работу одного из ключевых нефтеперерабатывающих заводов Саудовской Аравии.
Иран производит около 275 миллиардов кубометров газа в год, что составляет примерно 6,5% мирового производства газа. Однако из-за санкций Иран не может экспортировать газ и потребляет его внутри страны.
Катар, который называет месторождение Северным, производит 77 миллионов тонн сжиженного газа с помощью таких мировых гигантов, как Exxon и Shell. Катар поставляет газ в Европу и Азию.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Топливо и ярость: энергетика становится полем битвы на Ближнем Востоке