Мировая торговля опасается пролива

Война на Ближнем Востоке может привести к усложнению и удорожанию поставок

Закрытие Ормузского пролива, которое из-за «угрозы национальной безопасности» рассматривает Тегеран, окажется чувствительным сразу для многих экспортеров и импортеров энергоносителей: через него проходит 30% мировых поставок СПГ и около 20% экспорта нефти и нефтепродуктов. С учетом рисков для самого Ирана сценарий полной блокировки пролива сейчас выглядит маловероятным, впрочем, захват отдельных танкеров, а также словесные интервенции могут обернуться значительным удорожанием фрахта и страхования. Хотя в Goldman Sachs и Citi не ждут устойчивого роста цен на нефть, очередная перестройка цепочек поставок, по их оценкам, усложнит борьбу с разгоняющейся инфляцией как для развитых, так и для развивающихся стран.

Фото: Hamad I Mohammed / File Photo / Reuters

Фото: Hamad I Mohammed / File Photo / Reuters

Новая фаза войны Ирана и Израиля активизировала обсуждения последствий возможного закрытия Тегераном Ормузского пролива — стратегически важного коридора, который соединяет Персидский залив с Оманским. О том, что такой сценарий рассматривается властями из-за «угрозы национальной безопасности», заявил 14 июня член комитета иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Эсмаил Косари. По его словам, решение будет принято «без колебаний».

  • При реализации планов в числе пострадавших окажутся многие экспортеры и импортеры энергоносителей: через Ормузский пролив поставляется 30% всего объема СПГ и около 20% — нефти и нефтепродуктов.
  • Среди тех, для кого блокировка окажется наиболее чувствительной,— Ирак, Кувейт, Катар и ОАЭ.
  • Серьезно отразятся ограничения и на Саудовской Аравии — большая часть ее экспортных поставок нефти приходится на пролив.

Отметим, иранские власти не первый раз угрожают блокировкой Ормузского пролива. Особенно высокой вероятность такого развития событий казалась в 2011 году — Тегеран всерьез рассматривал возможность закрытия пролива в ответ на санкции, развернутые в отношении него из-за ядерной программы (см. “Ъ” от 26 декабря 2011 года). Впрочем, ни тогда, ни после (в том числе в 2018 году — когда США вышли из ядерной сделки) к закрытию пролива угрозы не привели.

Расхождение заявлений с действиями во многом связано с тем, что для самого Ирана Ормузский пролив — крайне важный коридор, а блокировка и военные действия, которые за ней, вероятно, последуют, ограничат поставки и из Тегерана. При закрытии пролива стране пришлось бы прежде всего искать другие коридоры для экспорта энергоносителей в Пекин — на долю крупнейшего торгового партнера Ирана, по данным МЭА, приходится более чем 75% всех поставок нефти из страны.

Хотя Тегеран ни разу не блокировал залив, он периодически захватывал иностранные суда. Так, в апреле 2024-го ВМС страны захватили контейнеровоз, который был связан с компанией Zodiac Group израильского миллиардера Эяля Оферы. Задержания танкеров фиксировались и в 2022-м, и в 2023 году. В сочетании с военными действиями и заявлениями иранских властей точечные атаки, нарушающие бесперебойное судоходство в проливе, воспринимаются как серьезная угроза и заметно отражаются на стоимости фрахта и страхования. Именно поэтому аналитики прогнозируют серьезный рост цен на них и в ближайшие недели — даже если угроза блокировки пролива не реализуется.

По оценкам JP Morgan, при усилении рисков для судов цена на нефть марки Brent может подскочить до $120–130 за баррель.

Отметим, 13 июня нефть активно дорожала на новостях об ударах Израиля по ядерным объектам в Иране — стоимость Brent превысила $76 за баррель.

В Goldman Sachs ожидают, что устойчивым рост цен на нефть не окажется — ему будет препятствовать расширение предложения (см. “Ъ” от 16 мая). Аналогичный сигнал содержится в обновленном прогнозе аналитиков Citi: они ждут постепенного снижения цен. В Commerzbank при этом считают, что ниже $70 за баррель цена Brent на горизонте ближайших месяцев не опустится. Между тем даже без учета цен на энергоносители аналитики опасаются разгона инфляции как в развитых, так и в развивающихся странах. Ожидания объясняются очередным усложнением и удорожанием поставок из-за растущих рисков и поиска альтернативных маршрутов.

Кристина Боровикова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Подписывайтесь

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×