В системе российского высшего образования сохраняется значительный процент студентов, не завершающих обучение. По данным заместителя министра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева, от 15% до 40% учащихся различных специальностей покидают вузы до получения диплома.
Основной причиной отчислений из вузов Дмитрий Афанасьев назвал недостаточную способность студентов к обучению. Он также обратил внимание, что в этом вопросе нужна мотивация со стороны учащихся.
В министерстве ведется работа по повышению качества образования в математической, естественно-научной и гуманитарной сферах, а также планируется увеличение практической составляющей в вузовских программах для лучшей адаптации к будущей профессии.
Аналитические данные показывают, что уровень отсева существенно варьируется в зависимости от направления подготовки. Например, высокие показатели наблюдаются в IT-сфере, где только половина поступивших завершает бакалавриат, причем среди платных студентов эта доля еще ниже. Для государственных вузов федерального уровня характерен отсев на уровне 11-20%, тогда как в региональных учебных заведениях он может достигать 45-50%. В среднем по стране показатель составляет 28-32% в зависимости от методики расчета.
Специалисты выделяют несколько ключевых факторов, влияющих на решение студентов прервать обучение. Многие выпускники школ выбирают специальность недостаточно осознанно, что впоследствии приводит к разочарованию и отчислению. Существенную роль играет необходимость совмещать учебу с работой уже с первых курсов, что особенно актуально для платных отделений. Традиционно высокий отсев отмечается в сельскохозяйственных, математических и инженерных направлениях, тогда как в педагогике и здравоохранении показатели значительно ниже.
Международная практика демонстрирует схожие тенденции. Согласно исследованию ОЭСР 2019 года, в среднем по миру высшее образование завершают 67% студентов очной формы обучения. При этом в таких странах, как Бразилия, Словения и Чили уровень отсева приближается к 50%, а в Великобритании, Швейцарии и Ирландии не превышает 15-19%. Россия по этим показателям находится в одной группе с США, Нидерландами и Австралией.
Формальными причинами прекращения обучения чаще всего становятся академическая неуспеваемость, добровольное отчисление или финансовые трудности.