Мероприятие в РСПП открыл сопредседатель комиссии по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере, генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский, который отметил, что для отечественных медиа важна координация усилий для преодоления актуальных вызовов. «Сегодня российские СМИ так или иначе находятся в оппозиции практически ко всему мировому информационному пространству. Понятно, что это множество разных, порой конкурирующих между собой голосов. Но давайте не забывать о том, что есть общие задачи. Если бесконечно конкурировать, ссориться, отъедать друг у друга трафик, деньги и все остальное, то никого и не останется. Будет только YouTube и какие-нибудь другие мировые СМИ на базе искусственного интеллекта», – отметил он.
Гореславский напомнил, что зависимость от западных решений неизбежно приводит к финансовым потерям – спикер привел в пример уход Google Discovery, который урезал трафик СМИ на 20-40%. Председатель совета директоров «Коммерсанта» Григорий Левченко указал на проблему снижения трафика из агрегатора новостей «Дзен», от которой страдают некоторые крупные СМИ, и договориться о совместных действиях, включая возможность создания постоянной рабочей группы «Дзен и СМИ» для конструктивного взаимодействия и взаимной поддержки.
По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, роль технологических платформ на медиарынке усиливается, они становятся значимыми игроками, конкурируя со СМИ как по охвату аудитории, так и по времени, которое пользователи проводят на этих платформах. Под их влиянием меняются и модели работы редакций СМИ. «Все это создает новые возможности для бизнеса и сервисы для потребителей. Но существует риск неравномерного распределения доходов между платформами и правообладателями контента, прежде всего – СМИ. Это влияет на устойчивость медиаиндустрии», – предупредил Шохин.
Изменения в российском новостном агрегаторе «Дзен» положительно оценила главред URA.RU Диана Козлова, которая рассказала, что благодаря последнему эксперименту по сохранению аудитории внутри платформы, без перехода на сайты СМИ, у их издания появилась возможность представить материалы более широкой аудитории, охваты их материалов выросли.
Тему взаимодействия с платформой «Дзен» продолжил главный редактор газеты ВЗГЛЯД Константин Кондрашин, напомнив, что новостной агрегатор поддержала СМИ в 2022 году, после отказа Google продвигать новости многих российских медиа. При Кондрашин отметил влияние агрегаторов на редакционную политику СМИ, когда платформа может навязывать темы, которые не всегда соответствуют специализации издания. «Сегодня топ новостей агрегатора фактически определяет, о чем будут писать СМИ. Если не написал новость, которая попала в топ на главной странице «Дзен», – ты не получил трафик. В итоге все становятся похожими друг на друга. Хотелось бы, чтобы алгоритмы не размывали уникальность наших СМИ», – объяснил он.
При этом эксперты отметили, что российские платформы не стоят на месте и адаптируются к запросам медиарынка. Директор департамента по взаимодействию со СМИ VK Андрей Бурцев сообщил о завершении совместного проекта «Дзен» с Mediascope по измерению аудитории. По словам Бурцева, индустрия сможет видеть полную и объективную картину интереса аудитории. «По сути, мы помогли индустрии и государству получить более объективные, верифицированные данные», – подчеркнул представитель платформы.
Исполнительный директор холдинга Rambler&Co Андрей Цыпер отметил главные медиа-тренды, назвав основной тенденцией последних лет рост потребления новостного контента. «Люди находятся в постоянном стрессе и ищут ответы на свои вопросы, чтобы успокоиться – зачастую делают это неосознанно. Уже появился даже термин – инфоксикация», – заявил он.
Цыпер также отметил влияние искусственного интеллекта, который постепенно становится инструментом для поиска и анализа новостей. «Сегодня вместо того, чтобы вводить запрос в поисковике, можно задать вопрос GigaChat, YandexGPT или другой подобной модели. <...> Аналогичная ситуация развивается и с новостями. Хотя модели еще ошибаются, через некоторое время пользователи будут получать новостной контент именно таким образом», – прогнозирует спикер.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, ведущие представители отрасли обсудили на ПМЭФ-2025 перспективы национальных платформ и анонсировали интеграцию популярных российских видеосервисов в единую экосистему.
Кроме того, на ПМЭФ стало известно, что платформа Rutube готовит запуск безопасного режима, который ограничит доступ к видео 18+ и упростит семейный просмотр для всех пользователей без авторизации.