3 июня, 08:17,
обновлено 3 июня, 08:36
Арктика

Эксперт Данькин призвал использовать новые финансовые инструменты развития Арктики

Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики считает, что это повысит конкурентоспособность макрорегиона

НОРИЛЬСК, 3 июня. /ТАСС/. Использование новых финансовых инструментов развития Арктики повысит конкурентоспособность макрорегиона. Такое мнение выразил ТАСС на полях выездного заседания комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики в Норильске генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Максим Данькин.

"Необходимо создавать новый ландшафт финансовых инструментов развития Арктики на законодательном уровне, планомерно осуществляя переход от политики перераспределения ресурсов к политике повышения конкурентоспособности арктических регионов. Мировая практика и наш собственный опыт говорят о большом недоиспользованном потенциале таких инструментов, как фонды текущих и будущих налоговых поступлений, территориальные целевые капиталы, региональные и муниципальные деривативы, кооперации", - сказал Данькин.

Эксперт отметил, что понятны стратегические цели российской Арктики, "определены прямые, привычные нам, бюджетные механизмы финансирования этих целей: федерация - регионы - арктические территории". "Однако возможности прямого финансирования ограничены - наши исследования говорят о том, что для сохранения опережающих темпов роста АЗРФ и достижения результатов, обозначенных в стратегических документах, нужны дополнительные источники финансирования", - подчеркнул Данькин.

В свою очередь, законодательного закрепления механизмов финансирования может быть недостаточно, считает Данькин. "Так, например, созданный на федеральном уровне в 2022 году механизм Фонда Арктики, предполагающий финансирование проектов развития за счет налоговых поступлений резидентов АЗРФ, до сегодняшнего момента не применяется. По нашим прогнозам объем фонда к 2031 году может составить порядка 20 млрд рублей - это средства, которые могут быть инвестированы в развитие ОНП (это аналогично средствам, целевым путем ежегодно направляемым на развитие Дальнего Востока от проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 в рамках соглашения о разделе продукции)", - считает генеральный директор ПОРА.

Эксперт считает, что внедрение новых финансовых инструментов может быть сопряжено с высокими трансакционными издержками. "Повторюсь, важно начать использовать на максимум уже существующие механизмы - это первостепенный и ключевой шаг. Недавно проведенный нами соцопрос показывает, что почти половина жителей Арктики считает важным вклад крупных компаний в развитие территорий. При этом мы наблюдаем, что поддержка на уровне субъектов через инструменты налоговых льгот на вложения негосударственных структур в развитие социальной инфраструктуры (например, инвестиционных налоговых вычетов на социальные расходы согласно ст. 286.1 НК РФ) действует не во всех регионах, ограничивая тем самым потенциал инфраструктурных инвестиций", - добавил он.

Роль опорных населенных пунктов

Эксперт отметил, что считает важной и своевременной инициативу Государственной Думы по обсуждению правового обеспечения комплексного развития опорных населенных пунктов Арктической зоны.

"Перед макрорегионом стоят задачи повышения уровня благосостояния граждан, обеспечения их равного доступа к государственным услугам и гарантиям, а также вызовы структурных экономических преобразований. Опорные населенные пункты (ОНП) играют здесь ключевую роль. Наши исследования показывают, что уровень удовлетворенности жизни в ОНП, а также показатели обеспеченности экономической, медицинской инфраструктурой и жильем превышают общеарктические. Фактически ОНП становятся центрами устойчивого развития Арктики", - сказал Данькин.

Он уточнил, что последние 10 лет экономика Арктики растет темпами, опережающими общероссийские, генерирует более 25% федерального бюджета, а на каждый вложенные рубль производит более четырех рублей добавленной стоимости. 

Теги:
Россия
LiveInternet