Официальные данные, опубликованные в прошлую пятницу, показали, что экономика Турции зафиксировала умеренный рост в первом квартале текущего года на фоне жёсткой внутренней денежно-кредитной политики.
Согласно Турецкому статистическому институту (TurkStat), валовой внутренний продукт (ВВП) страны в период с января по март увеличился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сравнении с предыдущим кварталом турецкая экономика выросла на 1% с учётом сезонных и календарных колебаний.
▼ читать продолжение новости ▼Зафиксированное увеличение ВВП за первые три месяца года оказалось ниже ожиданий: экспертные оценки, предшествовавшие публикации данных TurkStat, варьировались от 2,17% до 2,3%.
Министр финансов Турции Мехмет Шимшек заявил, что политика дезинфляции (набор мер, принимаемых правительствами стран для снижения темпов роста инфляции, чаще всего эта политика проводится путём изъятия из обращения денежной массы с целью борьбы с высокой и гипервысокой инфляцией) сохраняется, а экономика демонстрирует умеренный рост со сбалансированным прогнозом между потреблением и инвестициями.
▼ читать продолжение новости ▼«Предварительные показатели за второй квартал свидетельствуют о том, что экономическая активность продолжается умеренными темпами», — написал глава финансового ведомства в социальной сети X.
«Мы оперативно реализуем комплекс мер по смягчению возможных негативных последствий процесса дезинфляции, одновременно поддерживая рост, занятость и экспорт», — позднее добавил Шимшек в своём отдельном заявлении.
По данным TurkStat, в январе-марте ВВП Турции в текущих ценах вырос на 36,7% до 12,12 трлн турецких лир ($ 310 млрд по текущему курсу) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экономика страны выросла на 3% в годовом исчислении в четвёртом квартале 2024 года, доведя годовой рост до 3,2% и превзойдя прогнозы, несмотря на бремя высоких процентных ставок.
Аналитики прогнозируют экономический рост на 3% в 2025 году в целом, что немного ниже, чем в прошлом году, и что отражает последствия ужесточения денежно-кредитной политики, отметила турецкая проправительственная газета Daily Sabah.
В декабре 2024-го Центральный банк Турецкой Республики (CBRT) начал цикл смягчения денежно-кредитной политики после того, как в течение восьми месяцев сохранял основную процентную ставку на уровне 50%.
Инфляция в стране снизилась почти вдвое — до уровня ниже 38%, с 75% в мае прошлого года.
В апреле финрегулятор повысил процентную ставку на 350 базисных пунктов, а также процентную ставку по кредитам до 49% в ответ на волатильность рынка после ареста мэра Стамбула Экрема Имамоглу (представитель ведущей оппозиционной Республиканской народной партии, РНП), за которым по стране прокатилась волна массовых протестов. Стамбульский градоначальник был арестован в марте по обвинению в коррупции и в настоящее время ожидает суда.
Свежие данные TurkStat показали рост на 7,3% в сфере строительства, на 6,1% в сфере информации и связи.
В аналитической записке, в которой даётся оценка данных о росте, местная исследовательская и консалтинговая компания Bürümcekçi отметила, что частное потребление по-прежнему вносит основной вклад в рост.
«Согласно данным о ВВП, рассчитанным на основе расходов, в первом квартале частное потребление, инвестиции и накопление запасов способствовали росту, в то время как чистый внешний спрос его сдерживал, — указали в Bürümcekçi. — Когда мы смотрим на краткосрочные перспективы роста, опережающие сигналы указывают на умеренную потерю импульса роста ВВП во втором квартале».
В последние недели акции на турецком фондовом рынке демонстрируют значительную волатильность из-за непредсказуемых решений администрации Дональда Трампа по тарифам и более широкой глобальной неопределённости, опять-таки обусловленной торговой политикой США, отмечают комментаторы в Стамбуле и Анкаре.
В конце прошлой недели CBRT отдельно заявил, что недавнее ужесточение денежно-кредитной политики и снижение инфляции оказали положительное влияние на интерес к активам, номинированным в турецких лирах. Меры, принятые на фоне недавних потрясений на рынке, оказали ограниченное влияние на премию за суверенный риск Турции, говорится в отчёте Центробанка о финансовой стабильности, публикуемом два раза в год.
Несмотря на ужесточение финансовых условий, как подчеркнули в ЦБ Турции, ухудшение качества активов турецких банков было ограниченным, их балансы остаются устойчивыми к потенциальным финансовым рискам.
Руководитель CBRT Фатих Карахан заявил, что недавние события на финансовых рынках и рост стоимости фондирования, как ожидается, окажут ограниченное влияние на балансы банков страны и перспективы прибыльности.
Так или иначе, но переживаемые турецкой экономикой сложные времена продолжаются, свидетельством чему стал последний весьма умеренный квартальный показатель роста ВВП. Президент Реджеп Тайип Эрдоган все предыдущие годы настаивал на необходимости обеспечить именно экономический рост и дополнительные объёмы экспорта, оказывая давление на Центробанк с целью снижения процентных ставок в то время как инфляция в стране росла рекордными темпами. Прежнее руководство CBRT сопротивлялось давлению со стороны главы правительства (посты президента и премьер-министра в Турции фактически совмещены).
До середины 2023 года решения турецкого ЦБ кардинально расходились с общепринятыми мировыми практиками денежно-кредитной политики, которые предполагают повышение ключевой процентной ставки при ускорении роста цен. С 2021 года учётная ставка финрегулятора последовательно снижалась, несмотря на ослабление курса лиры и разгон цен, и была понижена с 19% до 8,5% годовых к февралю 2023 года. По итогам февраля 2023 года инфляция составила 55,2%. Многие экономисты объясняли усиление инфляции в стране именно дешёвыми кредитами.
В июне 2023 года ЦБ Турции отказался от нетрадиционного подхода и почти вдвое повысил ключевую ставку — с 8,5% до 15% годовых, чтобы остановить рост цен. С июня 2023-го по март 2024 года регулятор в общей сложности увеличил стоимость заимствований на 4150 базисных пунктов. — до 50% годовых. На этом уровне ставка оставалась восемь месяцев подряд, до декабря 2024 года.
Неуверенность в будущем турецкой экономики распространяется даже на проправительственное информационное пространство. Так, передовица газеты Yeni Şafak от 26 мая, вышедшая за четыре дня до публикации данных TurkStat, которые показали текущий рост ВВП ниже ожиданий, удивила многих и получила широкий резонанс в политических и экономических кругах страны. Заголовок главной статьи Yeni Şafak, одного из самых ярых на местном медиа-поле сторонников президента Эрдогана и правительства правящей Партии справедливости и развития (ПСР), гласил крупными буквами: «Процентные ставки растут, валютный курс растёт, инфляция становится дикой». Другие заголовки, занимающие верхнюю половину первой страницы издания в тот день, были не менее критичными: «Производство падает, промышленность в состоянии застоя» и «Банкротство компаний множится».
Такая критика могла бы стать «предметом расследования» со стороны властей, если бы её выдала оппозиционная газета, с сарказмом обратили внимание некоторые политические оппоненты ПСР. А тут последовательно проэрдогановская Yeni Şafak…
Появилась версия, что министр финансов Шимшек является «главной мишенью» подобных критических окриков со стороны проправительственных СМИ и стоящих за ними групп во власти. Подсказка к этим предположениям также находилась на первой странице Yeni Şafak 26 мая. Один из подзаголовков гласил: «Рациональный крах в экономике».
То, что экономика перейдёт «на более рациональную основу», было фразой Мехмета Шимшека, использованной им, когда он сменил Нуреддина Небати на посту главы Минфина Турции после парламентских выборов 2023 года. Небати был тем, кто продолжал проводить политику по принципу «Давайте снизим процентные ставки, и инфляция упадёт». Этого курса держался зять Эрдогана Берат Албайрак, которого глава государства назначил министром финансов уже после выборов 2018 года.
Лидер РНП Озгюр Озель прямо указал на цель информационной «операции»:
«Yeni Şafak ударила Шимшека палкой».
При этом он намекнул на «внутрипартийный беспорядок» в правящей ПСР, в то время как ранее власти приписывали именно турецким республиканцам «беспорядочное» состояние в их партии.
На этом фоне экс-депутат парламента от ПСР и доверенное лицо турецкого лидера журналист Шамиль Тайяр, который считается «медиа-голосом» правящей партии заявил, что «все на улице говорят, что экономика не в порядке».
Несколько дней назад заместитель председателя ПСР по экономическим вопросам Нихат Зейбекчи признал, что недавние потрясения на местном валютном и финансовом рынке были вызваны внутриполитическими событиями после 19 марта, когда был задержан и впоследствии арестован Экрем Имамоглу. По словам Зейбекчи, близкого друга Эрдогана, не может быть никаких инвестиций в производство, пока ставки не упадут ниже 30%. Нынешняя ключевая процентная ставка ЦБ находится на отметке 46% (предыдущий показатель — 42,5%).
«Информационная операция» со стороны Yeni Şafak является манифестом того, что внутри власти есть группировки, которые уже сейчас готовятся к уходу бессменного лидера Турции в лице Эрдогана на заслуженный отдых. Ранее сам турецкий лидер заявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2028 года. Однако мнения внутри ПСР разделились и там есть силы, которые призывают уговорить действующего главу государства «остаться». Впрочем, и власти, и оппозиция в целом сходятся в оценке, что единственным человеком в стране, который примет решение о сохранении Шимшека на министерском посту и продолжения его экономической программы, остаётся Эрдоган.