Согласно данным опроса, проведённого ВТБ, более 40% россиян предпочитают вести совместный бюджет, в то время как четверть семей выбирает раздельный подход. Интересно, что в половине случаев различные методы управления финансами не влияют на отношения между партнерами. Опрошенные также упомянули о том, что используют лайфхаки и банковские предложения для оптимизации семейных расходов.
Наибольшее распространение совместного бюджета наблюдается в Центральном (50%) и Дальневосточном (48%) федеральных округах. В то же время в Южном (29%), Уральском (27%) и Приволжском (26%) округах чаще всего бюджет контролирует один из партнеров. Жители Санкт-Петербурга (25%), Москвы и Северо-Западного округа (по 22%) чаще выбирают раздельное ведение бюджета.
Половина россиян совместно обсуждают и принимают решения о крупных покупках. Около 25% респондентов распределяют обязанности так, что каждый отвечает за свои расходы. Наибольшее количество обсуждений по поводу трат фиксируется в Уральском (58%), Южном (54%) и Дальневосточном (53%) округах, тогда как раздельный подход более распространен в Москве (29%), Санкт-Петербурге и Центральном округе (по 28%).
Различия в подходах к расходам не приводят к конфликтам: более половины опрошенных (54%) заявили, что финансовые вопросы не становятся причиной ссор. Если разногласия и возникают, то они чаще всего связаны с тратами на ненужные вещи (30%), самостоятельными покупками без обсуждения (10%) и лишними подписками на сервисы (8%).
Основная статья расходов российских семей — продукты питания (66%), особенно в Уральском и Северо-Западном округах (по 71%). Половина респондентов призналась, что значительные суммы уходят на мелкие покупки, которые в итоге складываются в крупные расходы. Чаще всего это отмечали жители Северо-Кавказского округа (59%), реже — в Санкт-Петербурге (37%) и на Дальнем Востоке (36%). 27% россиян тратят основную часть бюджета на развлечения и онлайн-шопинг, причем лидером по этому показателю стал Приволжский округ (32%).
Также россияне поделились своими лайфхаками для экономии семейного бюджета. 32% опрошенных откладывают часть зарплаты на вклады и накопительные счета. Еще один популярный совет — использование банковских программ лояльности и кешбэка: 16% сравнивают предложения вместе с партнерами, чтобы выбрать наиболее выгодные условия и оплачивать покупки подходящей картой. 12% респондентов делят бюджет по категориям, а 10% предпочитают наличные для контроля расходов или ищут альтернативные способы управления финансами.
«Опрос показывает, что российские семьи больше не спорят о деньгах, а вместе ищут оригинальные способы экономии: придумывают лайфхаки, осознанно подходят к выбору категорий кешбэка и сравнивают предложения перед походом по магазинам», — отметил старший вице-президент ВТБ Ростислав Яныкин.