Контроль над соблюдением требований по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма будет разделен в зависимости от того, как пользователи будут передавать распоряжения об операциях с цифровыми рублями.
Как пишет РБК, по сообщениям регулятора, контроль за операциями с цифровым рублём в части предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма будет осуществляться как коммерческими банками, так и Банком России. Эта норма закреплена в законе, одобренном Советом Федерации 20 мая, который распространяет действие на цифровой рубль в рамках 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
В зависимости от способа передачи распоряжений о сделках с цифровым рублём — через коммерческий банк или напрямую оператору — Банку России — ответственность за соблюдение требований по противодействию отмыванию средств делится между участниками. Изначально предполагалось, что контроль будет полностью осуществлять Центральный банк, однако в ходе обсуждений было решено внедрить гибридный подход. Представитель регулятора отметил, что новые функции банков будут соответствовать существующим мерам по идентификации клиентов при работе с банковскими счетами.
Банки продолжат проводить процедуры идентификации при открытии счетов для операций с цифровым рублём, а также выявлять клиентов, которым доступ к платформе должен быть ограничен, и выполнять другие меры по противодействию легализации доходов. В ЦБ подчеркнули, что пользователи смогут рассчитываться цифровыми рублями через привычные мобильные приложения банков и системы дистанционного обслуживания. О точной дате массового запуска новой национальной валюты регулятор сообщит дополнительно.
Ранее планировалось начать широкое внедрение цифрового рубля с июля 2025 года, однако сроки были перенесены на неопределённый срок. Такое решение объяснили необходимостью доработки системы с учётом требований бизнеса, государственных структур и поддержки смарт-контрактов. В пилотной эксплуатации участвуют 15 банков, более 50 компаний и около двух тысяч граждан.