В России появилась новая схема мошенничества: прибегающие к ней злоумышленники выдают себя за сотрудников пунктов выдачи заказов популярных маркетплейсов и выманивают у клиентов персональные данные и денежные средства.
Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на экспертов, преступники звонят покупателям, предлагая доставить заказанные на маркетплейсе товары, ожидающие получения в пункте выдачи, на дом с курьером.
Для оформления доставки мошенники просят предоставить персональные данные, включая СНИЛС, ИНН, а иногда и коды из СМС. После этого жертве поступает новый звонок — на этот раз от человека, представляющегося сотрудником правоохранительных органов. Он сообщает о якобы произошедшем «взломе» аккаунта на портале госуслуг и угрозе кражи денег с банковских счетов.
В качестве «спасения» мошенники предлагают перевести все средства на «безопасный» счет или даже передать наличные деньги «сотруднику полиции». При этом на самом деле аккаунт на госуслугах не взломан — все сообщения поступают с поддельных номеров.
Преступники пользуются тем, что в последнее время функционал портала госуслуг существенно расширился, и не все граждане осведомлены о новых опциях. После регистрации на нем пользователи получают доступ к различным государственным и коммерческим сервисам, включая оформление кредитов и создание электронной подписи. Однако вся система безопасности по-прежнему зависит от СМС-кодов, и это делает ее уязвимой для мошенников.
Ранее в МВД россиян предупредили о мошенничестве через приложения поликлиник. Злоумышленники распространяют вредоносные программы под видом официальных сервисов медицинских учреждений или управляющих компаний, с помощью которых затем похищают персональные данные и деньги граждан.