Наливай, подешевело

Экспорт российской нефти вырос на низких ценах и ставках фрахта

Снижение цен на нефть и ставок фрахта способствовало росту экспорта российского сырья. По итогам апреля отгрузки через порты выросли до 448 тыс. тонн в сутки, вернувшись к уровню декабря, до введения масштабных санкций США. В условиях стабильного спроса на нефть в Азии и удешевления перевозок сохранение текущих объемов поставок ожидается и в мае.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Перевалка российской нефти в портах в апреле восстановилась до показателей декабря 2024 года — 448 тыс. тонн в сутки, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Относительно марта отгрузки выросли на 9,1%. Таким образом, поставки вернулись к уровню, предшествующему введению масштабных санкций США против нефтяного сектора РФ, в том числе в отношении более 180 танкеров. В январе в условиях этих ограничений экспорт нефти из РФ сократился примерно на 5% (см. “Ъ” от 27 февраля).

По данным ЦЦИ, наибольший месячный прирост в апреле показали отгрузки через порт Козьмино — на 17,79%, до 139 тыс. тонн в сутки. Суточные поставки через Усть-Лугу увеличились на 8,95%, до 73 тыс. тонн, через Приморск — на 4,76%, до 110 тыс. тонн. Загрузка порта Новороссийск сократилась за месяц на 13,64%, до 57 тыс. тонн в сутки.

К началу мая рост отгрузок продолжился. Как следует из исследования ЦЦИ, за неделю 28 апреля — 4 мая загрузка портов РФ российской нефтью выросла на 6,4% к предыдущей неделе, до около 523 тыс. тонн в сутки.

Старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов говорит, что ключевыми направлениями экспорта остаются Индия, Китай и Турция, где сохраняется стабильный спрос на российские сорта благодаря привлекательной цене. По оценкам ЦЦИ, средняя стоимость нефти марки Urals в российских портах в апреле составила $55,8 за баррель, а в начале мая опустилась до $51 за баррель.

Эксперт по фондовому рынку БКС Людмила Рокотянская считает, что рост экспорта в апреле во многом объясняется снижением мировых цен на нефть, которое сопровождалось ускоренным восстановлением добычи странами ОПЕК+. Если картель продолжит постепенно восстанавливать ранее сокращенные объемы добычи, это может создать дополнительные условия для увеличения экспорта из РФ, полагает она. Кроме того, эксперт указывает на восстановление поставок в Китай, которые ранее были частично нарушены из-за январских санкций США. Алексей Политов добавляет, что в мае участники рынка ожидают сохранения апрельского уровня экспорта или незначительного роста.

Как сказано в обзоре ЦЦИ, снижение цен на российскую нефть до уровня менее $60 за баррель — потолка, установленного странами G7,— привлекло дополнительный флот и рост конкуренции между судовладельцами привел к снижению ставок фрахта, которые резко росли в начале года. По данным аналитиков, стоимость перевозки нефти из Козьмино в Китай снизилась на 60% от пиковых значений этого года, до $3,3 за баррель. Перевозка из западных портов подешевела на 10–20%, до $1,5–2,5 за баррель.

По оценкам S&P Global, в апреле танкеры, связанные со странами G7, перевозили 1,27 млн баррелей в сутки (б/с) российской нефти. Это на 54% больше, чем месяцем ранее, и самый высокий показатель с марта 2024 года, указывают аналитики.

По данным, которые приводит S&P Global, связанные с G7 танкеры в апреле перевезли 26,9 млн баррелей Urals, суда других стран — 23,5 млн баррелей.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что предпосылок для роста цен на нефть пока не наблюдается в условиях геополитической напряженности и торговых войн. Дополнительно на рынок будет влиять решение ОПЕК+ нарастить добычу в июне на 411 тыс. б/с, что втрое больше первоначального плана, указывает он.

Между тем ограничения в отношении флота, перевозящего российскую нефть, могут быть расширены. По данным Bloomberg, в готовящийся 17-й пакет санкций ЕС может войти до 150 танкеров, подозреваемых в обходе ценового потолка. Людмила Рокотянская отмечает, что основной риск — если США поддержат ЕС и введут аналогичные ограничения. Господин Юшков полагает, что ЕС, скорее всего, не станет вводить ограничения на новые суда, а продублирует американские списки. По его словам, танкеры, которые уже попали под санкции США, и так сталкиваются со сложностями при страховании, обслуживании и т. д. и санкции ЕС не окажут дополнительного давления. Но, продолжает эксперт, если ЕС расширит список новыми судами, это может привести к перестройке логистических цепочек. По его мнению, под наибольшим риском находятся танкеры, заходящие в балтийские порты, где в последнее время участились задержки и усиленные проверки, что может свидетельствовать о намерении ЕС ужесточить контроль.

Ольга Семеновых

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×