Торговая война вписалась в статистику

Первые тарифные ограничения отразились на американской экономике

Динамика ВВП США и их торговых партнеров в первом квартале свидетельствует о том, что дороже всего тарифная политика Дональда Трампа пока обходится самому Вашингтону. По предварительным оценкам, экономика страны в январе—марте сократилась на 0,3%: среди причин — всплеск импорта в ожидании масштабных торговых ограничений. Китай, объявленный главным противником США в торговой войне, удерживал стабильные темпы экономического роста — впрочем, судя по опережающим индикаторам, сохранить их во втором квартале будет сложно. Устойчивость пока демонстрирует и зона евро, ВВП которой в январе—марте вновь увеличился на 1,2%. Спад, однако, уже отмечен в Германии — как ориентированной на экспорт стране.

Фото: Carlos Barria / File Photo / Reuters

Фото: Carlos Barria / File Photo / Reuters

Торговые ограничения и связанные с ними словесные интервенции американского президента Дональда Трампа пока заметнее всего отразились на динамике ВВП самих США, свидетельствуют данные о состоянии крупнейших экономик в первом квартале 2025 года. В январе—марте впервые за три года ВВП страны сократился на 0,3%, следует из предварительных оценок Бюро экономического анализа при Минторге страны. Аналитики, опрошенные Trading Economics, ждали роста на 0,3% после увеличения на 2,4% в четвертом квартале 2024-го. Фактический показатель отчасти объясняется замедлением роста потребительских расходов, которые в январе—марте увеличились на минимальные с середины 2023 года 1,8% после расширения на 4% в октябре—декабре.

Хотя замедление потребительской активности оказалось тревожным сигналом, одной из ключевых причин реального сокращения экономики стал рост импорта (вычитается при расчете ВВП): в январе—марте поставки товаров в США год к году выросли на 50,9%.

Поясним, компании активно наращивали закупки импортной продукции (в том числе промежуточной) в ожидании реализации планов господина Трампа (см. “Ъ” от 30 апреля). Экономисты МВФ и ВБ ждут, что экономика США восстановится во втором квартале в связи с замедлением роста импорта, но вероятность рецессии пока сохраняется. Отметим, тарифная политика американского президента повысила и риски стагфляции: дефлятор потребительских расходов PCE в первом квартале составил 3,6% после 2,4% в октябре—декабре 2024-го, PCE Core (без учета продовольствия и энергии) — 3,5% после 2,6%.

Устойчивее в первом квартале, напомним, оказалась динамика ВВП КНР — показатель вырос на 5,4% год к году, как и кварталом ранее (максимум за полтора года). Стабильный рост объяснялся расширением экспорта (на 5,8% год к году, см. “Ъ” от 16 апреля) и ускорением роста промпроизводства. Во втором квартале, впрочем, рост ВВП может замедлиться, указывают в том числе опережающие индикаторы. Так, индустриальный PMI в апреле впервые с января оказался ниже отметки в 50 пунктов (49 после 50,5 пункта в марте). Субиндекс новых заказов опустился до 49,2 пункта с 51,8 пункта в марте. До минимальных за семь месяцев 52,1 пункта снизился индикатор оптимизма в промышленности. Рост ВВП КНР во втором квартале де-факто будет зависеть от скорости переориентации торговых потоков и готовности властей расширять поддержку внутреннего спроса.

Стабильные темпы роста в первом квартале демонстрировала и экономика зоны евро (плюс 1,2%, как и в октябре—декабре 2024 года).

В марте Европа была затронута только секторальными ограничениями США — влияние торговой войны в ее статистике отразится, вероятно, уже во втором квартале.

Пока же из данных следует, что тяжелее всех перестройку мировой торговли, как и ожидалось (см. “Ъ” от 25 ноября 2024 года), переживает Германия. Ее экономика в годовом выражении сократилась на 0,2%, и с учетом ориентации на экспорт разворота динамики на горизонте ближайших месяцев не ожидается — фискальное стимулирование, анонсированное немецкими властями, разве что замедлит спад.

Переговоры между всеми странами, вовлеченными в торговую войну, между тем продолжаются, прогнозирование же осложняется противоречащими друг другу заявлениями Дональда Трампа. По оценкам экономистов, они оказывают на глобальную торговлю влияние, сопоставимое с тарифными ограничениями.

Кристина Боровикова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Подписывайтесь

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×