Инструментов нестройные ряды

Рынок товаров для ремонта квартир снижает темпы роста

Снижение общих темпов строительства, спад спроса на многоквартирное жилье, трудности с получением ипотеки повлекут замедление темпов роста рынка DIY-товаров, прогнозируют участники рынка. К этому добавится существенный рост цен на услуги рабочих из-за дефицита персонала, что вынуждает потребителей растягивать ремонтные работы на несколько лет. Год назад товаров для ремонта и дома было продано на 4,3 трлн руб., что на 12% больше год к году.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В 2025 году рост российского рынка DIY-товаров замедлится до 6–8%, прогнозируют в розничной сети «Лемана Про» (ранее Leroy Merlin). Эта тенденция отличается от той, что была в прошлом году, когда розничные продажи в этом сегменте ритейла в целом по стране увеличились на 12% год к году, до 4,3 трлн руб.

По данным Infoline, совокупные продажи десяти крупнейших участников DIY-рынка выросли на 10,6% год к году без учета маркетплейсов.

В то же время, как следует из подсчетов аналитиков, в 2024 году Ozon увеличил продажи в этой категории в 1,8 раза год к году, до 342,4 млрд руб., Wildberries — в 2,4 раза, до 163,1 млрд руб., «Яндекс Маркет» — в 1,2 раза, до 48,2 млрд руб., а «Мегамаркет» — в 1,4 раза, до 32 млрд руб.

Крупнейшие участники рынка DIY-ритейла в 2024 году

Компания Оборот (млрд руб.) Изменение за год (%)
«Лемана Про» 584,9 4,6
Ozon 320 70
«ВсеИнструменты.ру» 170 28,1
Wildberries 152,4 90
«Петрович» 150,8 17,1
«Строительный двор» 60 25,1
«Сатурн» 48 8
«Бауцентр» 47,6 16,4
«Яндекс Маркет» 45,1 20
«Максидом», Castorama 36,3 -5,4
«Мегамаркет» 29,9 36,6
OBI 24,6 4,2
«Мегастрой» 20,9 11,2
«Стройландия» 14,8 17,3

Источник: Infoline.

В «Яндекс Маркете» отметили, что наибольшим спросом пользуются инструменты для ремонта и строительства, сантехника и электрика. Также популярны товары для дачи и сада. В Ozon рост показывают позиции для черновой и чистовой отделки. Покупки фасадных панелей в 2024 году выросли в 3,5 раза, натяжных потолков — в 3,3 раза, плитки ПВХ — втрое.

В январе—марте в Wildberries продажи отделочных материалов выросли на 75% год к году, строительных материалов — на 72%, ручных инструментов — на 43%, отметил руководитель направления DIY маркетплейса Евгений Квасов. Средний же чек за этот период в онлайн-торговле снизился на 6% год к году, до 13,9 тыс. руб., однако число интернет-покупок выросло на 26%, подсчитали в «Платформе ОФД» (оператор фискальных данных).

В традиционной рознице средний чек значительно ниже, он составил 9,4 тыс. руб., хотя за январь—март увеличился на 5% год к году, отмечают в «Платформе ОФД».

Число покупок в этом сегменте выросло незначительно — всего на 1%. Эксперты компании отмечают на DIY-рынке охлаждение потребительского спроса с начала года. По их мнению, на это повлияло снижение потребительского кредитования и переход потребителей к сберегательной модели.

Общее замедление потребления отметила совладелец сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич. По ее словам, в прошлом году продажи сети увеличились всего на 7%, что несколько меньше среднего показателя по рынку. Госпожа Евневич не ожидает существенного прироста и по итогам этого года. Это связано с труднодоступностью ипотеки и постепенным снижением темпов строительства жилья, поясняет она. «Это повлечет и изменение спроса со строительных товаров на интерьерные,— говорит эксперт.— Вместо обустройства только что приобретенной квартиры граждане начнут обустраивать и делать косметический ремонт в уже имеющемся жилье».

На снижение продаж в первые три месяца года повлияла и погода, отмечает директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин. По его словам, на этот период приходились продажи товаров, связанных с обустройством загородных домов, но старт сезона сместился на вторую половину апреля из-за кратковременного похолодания в центре страны в конце марта. Сдерживающими факторами для развития DIY-рынка в 2025 году останутся спад спроса на многоквартирное жилье, дефицит рабочей силы и рост цен на материалы, что вынуждает покупателей растягивать ремонтные проекты, считают в «Лемана Про». Согласно исследованию компании, каждый пятый потребитель, который начал ремонтные работы в 2024 году, отметил, что из запланированных работ успел сделать меньше половины.

Покупатели стали чаще привлекать профессионалов для выполнения работ. Доля таких клиентов выросла на 6 процентных пунктов за год и достигла 47%, отмечает руководитель отдела изучения покупательского поведения и аналитики рынка «Лемана Про» Екатерина Жмурова. По данным сервиса «Авито Услуги», количество мастеров выросло на 9% год к году. Сейчас на платформе 652 тыс. объявлений от специалистов, а количество интересующихся этими услугами превышает 13 млн человек в месяц. Сама же стоимость услуг ощутимо выросла, отмечают в Infoline, за прошлый год цены на ремонтные услуги выросли примерно на 35–40%, на материалы — на 14–15%.

Алина Мигачёва

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×