Президент США Дональд Трамп раскрыл размер бюджета Пентагона на будущий год: это рекордная сумма – триллион долларов. На фоне оптимизации прочих расходов цифра выглядит более чем внушительно. На какие конкретно цели пойдут эти деньги, станет известно осенью, но уже сейчас ясно, что армия, флот и военно-воздушные силы США нуждаются в усовершенствовании.
Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного права РГСУ профессор Юрий Жданов порассуждал о решении Дональда Трампа выделить Пентагону рекордно высокий бюджет в 2026 году. Он обратил внимание, что цифра в 1 триллион рублей – это не заслуга действующего американского президента. Дело в том, что военные расходы США ежегодно увеличивается, в среднем на 50 миллиардов долларов. И к 2026 году ожидается примерно такой же рост, а ажиотаж возник именно из-за рекордной цифры.
Кроме того, как заметил эксперт, эти деньги Пентагон получит только в 2026 году.
«А в текущем году, увы, Пентагон ожидает облом – урезание субсидирования. Да еще и сокращение личного состава. Конгресс установил расходы Минобороны США на исследования, разработки, испытания и оценку в размере 141 миллиарда долларов. Президент Трамп уже подписал этот закон о ежегодных ассигнованиях и продлении полномочий на 2025 год», – обратил внимание Юрий Жданов.
Эти деньги пойдут на исследования в области ИИ, космических технологий, интегрированных сетевых систем, возобновляемых источников энергии, передовых материалах, гиперзвука, биотехнологий и не только. И пресловутая сумма в 141 миллиард долларов оказалась на 7 миллиардов долларов меньше, чем было выделено в 2024 финансовом году. В Пентагоне, как указал эксперт, считают, что сложившаяся ситуация может обернуться замедлением работы военных по ряду направлений, начиная от программ по разработке оружия и заканчивая обучением новых кадров.
Сейчас военное ведомство переживает непростой период. Как напомнил Юрий Жданов, с одной стороны, в правительстве есть силы, которые выступают за оптимизацию расходов. К ним относится и глава Пентагона Пит Хегсет, который уже заявил о намерении уволить 5-8% гражданских сотрудников, в том числе, представителей секс-меньшинств. Не стоит забывать и о DOGE во главе с Илоном Маском, который стремится сократить федеральное правительство и расходы на оборону. Но есть и противовес этим силам – официальные лица, которые настаивают на значительном увеличении оборонного бюджета. К таковым, например, относятся республиканцы в Сенате, настаивающие на наращивании военных расходов с 2026 года, и высокопоставленные чиновники военного ведомства.
Время развивать
Уже сейчас можно прогнозировать, на что американцы потратят «военный» триллион долларов. Так, например, Дональд Трамп говорил о планах по созданию противоракетного щита «Железный купол» по аналогии с израильской системой ПРО – его уже сейчас называют «Великий противоракетный щит Трампа», а по масштабам сравнивают с Манхэттенским проектом – американской программой по созданию ядерного оружия, в рамках которого в первой половине 1940=х годов были созданы три атомные бомбы.
«Конечно же, будет совершенствоваться ядерное оружие: модернизироваться стратегические ядерные силы, производственная и вспомогательная инфраструктура, научная и инженерная база. В серьезной модернизации нуждаются ВМС США, которые уже по ряду параметров уступают китайским. Среди военных аналитиков все больше укореняется мнение, что авианосцы себя уже изживают, как когда-то сошли со сцены линкоры. Будущее – за атомным подводным флотом. И – за боевыми ледоколами. Пока такие есть только у России. <…> Очередной научно-технический прорыв совершает авиация. Истребители шестого поколения могут создать только три страны – США, Китай и Россия. Причем уже очевидно, что американский F-47 проигрывает по некоторым параметрам российскому Су-57 – в частности, в скорости и маневренности. <…> И, конечно же, все механизмы и системы окажутся грудой металлолома без космического обеспечения»
Эксперт обратил внимание, что все эти статьи расходов довольно очевидны, и заявленную Трампом сумму «есть на что потратить». Особенно в контексте нарастающей конфронтации с Китаем и перемещения театра стратегического противостояния в Арктику.
Главный урок для США
Юрий Жданов подчеркнул, что в США, вне всякого сомнения, учли опыт СВО и сделали выводы. Поэтому значительная часть средств, которые предполагается направить на финансирование деятельности Пентагона в следующем финансовом году, пойдет на совершенствование беспилотных систем всех видов базирования. По оценке военных аналитиков, БПЛА с использованием ИИ-технологий станут едва ли не основным оружием в военных конфликтах будущего, и считать так есть все основания – уже с 2022 года стало понятно, какую роль дроны играют в боевых действиях в зоне украинского конфликта.
«Еще один урок для американцев – необходимость резкого наращивания производства ракет и боеприпасов, обеспечение их быстрой доставки на поле боя. Расход вооружений оказался в разы больше, чем предполагалось», – указал эксперт.
По его словам, именно СВО самым наглядным образом продемонстрировала, что Вашингтону необходимо вкладывать в программу NGAD (Next Generation Air Dominance, Воздушное превосходство нового поколения) более серьезные средства. В эту программу входит развертывание «семейства связанных систем» для ведения боевых действий в воздушном пространстве. Сюда могут быть включены БПЛА, истребители, космические спутники, киберплатформы.
«А вообще, судя по всему, главный урок нашего СВО для Трампа – войну на два фронта США в своем нынешнем состоянии не потянут. Раньше концепция была такова: Америка способна вести сразу несколько больших войн – в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе. Для этого и создавались различные военные блоки с обязательным участием США. Теперь «большой фронт» возможен только против Китая».
Эксперт отметил, что разбираться с Россией Америка предоставляет Европе, соответственно, тратить деньги на Украину Трамп больше не хочет. Что касается более мелких противников, например, Ирана, для них будет достаточно и локальных операций.
Жданов отказался считать Трампа миротворцем, имидж которого тот пытается себе создать. Как обратил внимание эксперт, президент США придерживается двух принципов – «мир через силу», то есть, силовое принуждение к миру, и «у кого больше дивизий, тот и прав». Для того, чтобы утвердить эти принципы, триллион долларов будет весьма не лишним.