В Москве:  06:06, 12 апреля 2025, сб

С импичментом экс-президенту в Южной Корее наступает новый этап кризиса

И начинается полномасштабное восстановление военного сотрудничества с США
6 апреля 2025  16:10 Отправить по email
Печать

Политический кризис в Южной Корее, которому минуло уже четыре месяца, завершил очередной этап и вступил в новую фазу. После единогласного объявления Конституционным судом импичмента теперь уже официально экс-президенту Юн Сок Ёлю, страна встала на порог досрочных президентских выборов, на которые конституцией отводится срок до 3 июня. Предстоит относительно скоротечная предвыборная кампания, в которой по формальным основаниям преимущества на стороне оппозиции. Именно она по сути разгромила попытку государственного переворота. Фактически же, как всегда, имеются нюансы, способные существенно осложнить как внутреннюю обстановку, так и ситуацию вокруг страны.

Во-первых, оппозиция предлагает, а общественное мнение, судя по социологическим опросам, поддерживает принятие конституционных поправок, ограничивающих президентскую власть (последние поправки принимались в 1987 году и были направлены как раз на расширение полномочий главы государства). За реформу основного закона высказывается более 54% опрошенных, что дало спикеру парламента Ву Вон Шику основания для следующего заявления:

После того как мы пережили неконституционное, противозаконное военное положение и импичмент Юн Сок Ёлю, общественное мнение как никогда единодушно заявляет о необходимости срочного пересмотра Конституции.

Речь скорее всего пойдёт о совмещении конституционного референдума с президентскими выборами.

Во-вторых, очень неоднозначная ситуация с потенциальными кандидатами. В Южной Корее фактически двухпартийная система. Партии бывшего президента – «Силе народа» (или, как вариант названия, — «Гражданской силе») противостоят демократы из Объединённой демократической партии «Тобуро». Они в оппозиции исполнительной власти, но имеют большинство в парламенте; именно оно 3 декабря и позволило оппозиции быстро собраться и отменить режим военного положения вопреки противодействию военных (хотя наблюдатели указывали, что военные сами особого рвения не обнаруживали). Кстати, президент был обязан согласовывать такое решение с парламентом, чего умышленно не сделал, рассчитывая, что «победителей не судят», но проиграл. Теперь судить определённо будут его самого, и уже не Конституционным, а обыкновенным уголовным судом.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Президентская партия сейчас в сложном положении: в момент острой фазы кризиса она далеко не сразу согласилась с обвинениями Юну и даже провалила первое парламентское голосование по импичменту, уступив только ко второму, через неделю. Избиратели этого не забыли. Как сейчас «Сила» ни извиняется за своего выдвиженца, а очков ей это не добавит. В самой партии обсуждаются шесть кандидатур, очень широкая палитра. Два мэра, один из них Сеула. Два депутата – действующий и бывший. Два министра, один из которых тоже с приставкой «экс». С учётом скоротечности кампании шансов немного, точнее, пока никаких. Напротив, у демократов, которые, кстати, отнюдь не филиал Демпартии США, как обычно бывает (этим филиалом служит как раз президентская «Сила»), — «матерая глыба» Ли Чжэ Мёна, партийного лидера-легенды, который в прошлый раз проиграл Юну всего один процент. И то за счёт подтасовок, вызванных давлением Вашингтона. А затем вошёл в историю поистине героическим сопротивлением навязанному американцами прояпонскому крену экс-президента, для корейцев, как на Юге, так и на Севере, оскорбительному. Юн не стал настаивать на компенсациях жертвам насилия японской военщины в годы колониальной оккупации, согласился на участие в тройственном альянсе «имени Джо Байдена» с США и Японией, а также сквозь пальцы посмотрел на сброс в Тихий океан радиоактивной воды с аварийной АЭС «Фукусима-1». А вот Ли по всем этим вопросам занял принципиальную позицию, за что «удостоился» от оппонентов покушения: политика ударили ножом в горло, и врачи боролись за его жизнь. Многие наблюдатели и тогда были, и сейчас убеждены, что заказ поступил из Вашингтона.

Однако против Ли Чжэ Мёна, биографию которого иногда сравнивают с ельцинской, возбуждены несколько уголовных дел. (Подробности, кому интересно, здесь). Правда, «по закону сообщающихся сосудов», как говорится, буквально за неделю до подтверждения импичмента Юну Конституционным судом, южнокорейский Апелляционный суд отменил обвинительный приговор Ли по всем трём пунктам обвинения – за нарушение закона о выборах, за махинации с земельными участками и за лжесвидетельство по этому вопросу в суде первой инстанции. Вроде бы вопросов нет, может баллотироваться, но… Ряд экспертов отмечают, что отмена этого решения находится в компетенции Верховного суда. Предсказать расклады там никто не берётся; воздействия политического фактора сбрасывать со счетов тоже нельзя. Оправдывающаяся «Сила» потеряла во влиянии, но отнюдь не само влияние. Это видно по митинговой активности, которую на протяжении всех четырёх месяцев разбирательств демонстрировали сторонники Юн Сок Ёля; там даже лидер обнаружился с духовным авторитетом – фрондирующий мейнстриму пастор Чон Гван Хун. Напомним, для ареста Юна пришлось привлекать беспрецедентное количество полицейских, окружать и зачищать территорию вокруг президентского дворца. Поручиться за «правильное» решение «верховных судей» на 100% вряд ли кто-нибудь возьмётся. И если обвинения будут восстановлены в правах, а сам Ли Чжэ Мён – в них поражен, демократы оказываются перед перспективой проигрыша выборов. Кандидатов, сопоставимых с Ли, у них нет; «спойлером» никто не раскручивается, значит, на голосование пойдёт кто-нибудь из «ноунеймов», в столкновении с которым консерваторы могут оказаться в преимуществе. Так часто бывает у партий с единоличным лидерством, и обилие потенциальных кандидатов «Силы» - тоже, как мы понимаем, следствие лидерского провала.

В-третьих, на фоне преодоления последствий внутреннего кризиса, а также смены власти в США потихоньку возобновляется американо-южнокорейское военное сотрудничество, приостановленное было сразу после попытки переворота, предпринятой Юн Сок Ёлем. В начале февраля крупные сухопутные войсковые учения с боевой стрельбой прошли вблизи линии разграничения по 38-й параллели. 19 февраля тренировались силы береговой охраны; 20 февраля в небе над Корейским полуостровом прошли первые при Дональде Трампе манёвры ВВС, в которых принял участие стратегический бомбардировщик B-1B. В самом конце февраля девять надводных кораблей и 13 самолётов учились бороться с подводными лодками в ходе военно-морских манёвров под новым оперативным командованием. Сразу после ответного шага КНДР с испытательными запусками крылатых ракет Вашингтон и Сеул приступили к «закручиванию гаек» эскалации, объявив о проведении в период с 3 по 20 марта ежегодных учений Freedom Shield. Для участия в них в порт Пусан прибыла АУГ – авианосная ударная группа ВМС США во главе с авианосцев Carl Vinson. В ходе именно этих учений и произошёл трагический инцидент, обошедший мировые СМИ, с «нештатным» сходом восьми авиабомб с южнокорейских истребителей, которые попали по гражданским объектам.

В-четвёртых, этот момент недооценивается, а зря, на наш взгляд. История корейского Юга после разделения страны на две части – это история продолжавшейся почти 40 лет военной диктатуры; армия традиционно играет большую роль в общественной жизни. Сразу после переворота, подавлением которого дирижировали демократы, многие высокопоставленные военные, по сути, значительная часть высшего генералитета (считается, что они действовали в связке с Юн Сок Ёлем) была подвергнута арестам и допросам. Армию по сути обезглавили, что в военной среде вызвало всё сильнее прорывающееся наружу недовольство. Более того, южнокорейские СМИ на всю округу разнесли слитые в них следствием генеральские показания. Из них следовала очень опасная вещь. Оказалось, что режим Юна играл с огнём. Скорее всего с подачи Вашингтона в первой половине октября были осуществлены запуски трёх волн беспилотников над Пхеньяном, целью которых, как оказалось, было вывести руководство КНДР из психологического равновесия, спровоцировав на ответный удар уже по Сеулу. И тогда планы военного положения и силового подавления оппозиции, выглядевшие в начале декабря совершенно дико, оторвано от реальности, обретали бы в общественном мнении плоть и кровь. На минуточку! Неважно, что на полуострове могла начаться ядерная война, в которую втянуты, наряду с США, оказались бы все соседи корейцев, включая Китай, Россию и Японию. Внешняя политическая провокация, спускающая с цепи механизм внутренних разоборок для этих «ребят» не в пример важнее.

В каком состоянии находится армия сейчас? Как на неё влияет возобновление интенсивных совместных манёвров с США? Какие политические планы могут прорабатываться под ширмой учений - мы уже знаем, как это происходит? Все эти вопросы остаются без ответа, сливаясь в один главный. Возможен ли по совокупности всех нюансов этой ситуации военный переворот? Особенно если Ли Чжэ Мёна до выборов не допустят, и перспектива политического бардака обретёт зримые очертания. Нет сомнений, что у спаянной корпоративными интересами армии имеется немало вопросов к гражданским властям, и в СМИ уже высказывалась версия, что трагический сброс самолётами авиабомб вполне может быть не таким уж случайным. И что под «ЧП» вполне может быть зашифровано определённое «военное» послание гражданским властям, прежде всего идущим к власти демократам. Ясно одно: с учётом единодушного мнения экспертов, что правление Ли Чжэ Мёна не принесёт ничего хорошего ни политическому, ни военному альянсу Вашингтона и Сеула, сбрасывать со счетов нельзя никаких вариантов. Словом, Юн Сок Ёль в окончательной и бесповоротной отставке, скорее всего сядет. Со сроками выборов прояснилось. С возможностью конституционного референдума ясность тоже скоро наступит. А вот политические перспективы в стране, которая, как ни крути, является главным военным противником нашего военного союзника – КНДР – до сих пор не определены. И это побуждает Россию относиться к нынешнему положению региональных дел со всей серьёзностью.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Будет ли в день 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в очередной раз задрапирован Мавзолей Ленина?
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
72.3% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть