Социологи НИУ ВШЭ объяснили, чем «норма» россиян отличается от «жить можно»

Социологи НИУ ВШЭ на основе опросов респондентов составили четыре потребительских стандарта россиян — от наиболее комфортного до крайне ограниченного — «комфорт», «норма», «жить можно» и «очень тяжело». По итогам работ с фокус-группами исследователи пришли к выводу, что российское население ориентировано на «очень неплохую жизнь», но «предел допустимого довольно далеко стоит от нормальности».

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Онлайн опрос проводился среди 50 фокус-группам в июне-июле 2023 года. Результаты исследования были опубликованы в номере журнала «Экономическая социология» (.pdf). С материалами ознакомился РБК.

Ученые описывают стандарты потребления следующим образом:

  • «комфорт» — предполагает большие возможности во всех сферах потребления и некую элитарность;
  • «норма» — широкие возможности и достаточное разнообразие, но без излишеств;
  • «жить можно» — есть ограничения, отказ от ряда товаров и услуг, которые доступны многим;
  • «очень тяжело» — соответствует положению на грани выживания.

Отмечается, что респонденты сменяют стандарты при изменении доходов. Они задают высокую планку стандарту «норма» и «довольно примитивно» описывают стандарт «жить можно». Стандарт «жить можно» сопряжен с тревогой за финансовое благополучие и предполагает минимизацию всех статей расходов, в том числе на базовые нужды. Стандарт «норма» — попытку удержать сформированные до пандемии потребительские привычки и замещение привычных товаров альтернативными. О переходе нижней границы «нормы» свидетельствуют возникновение долгов и отсутствие возможности ездить в отпуск за границу.

Полина Мотызлевская

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму