ФРС внесла Дональда Трампа в прогнозы

Регулятор сохранил ставку, но изменил ожидания

Федеральная резервная система (ФРС) на мартовском заседании сохранила ключевую ставку на уровне 4,25–4,5% годовых. Такое решение из-за растущих инфляционных рисков в США было ожидаемым, но интрига сохранялась относительно дальнейших сигналов регулятора и его новых макропрогнозов. Как выяснилось, на фоне реализуемой Дональдом Трампом экономической политики теперь ФРС ждет более медленного, чем ранее прогнозировалось, роста экономики США в 2025 году и более высокого значения инфляции.

Глава ФРС США Джером Пауэлл

Глава ФРС США Джером Пауэлл

Фото: Nathan Howard / Reuters

Глава ФРС США Джером Пауэлл

Фото: Nathan Howard / Reuters

Комитет по открытым рынкам ФРС США по итогам заседания 18–19 марта сохранил ключевую ставку на уровне 4,25–4,5% годовых. В таком диапазоне она существует с декабря 2024 года, до этого регулятор снижал ставку на трех заседаниях подряд — суммарно на один процентный пункт.

Решение ФРС было ожидаемым — в том числе из-за предшествовавшей риторики ее руководителя Джерома Пауэлла. На фоне растущих рисков в экономике США последние две недели он заявлял о том, что торопиться с корректировкой ставки не стоит. Выступая на пресс-конференции по итогам заседания, господин Пауэлл подчеркнул, что ФРС может продолжить проведение «сдержанной» денежно-кредитной политики, если экономика останется сильной.

Принятое ФРС решение в опубликованном по итогам заседания пресс-релизе объяснено усиливающейся «неопределенностью экономических перспектив».

Речь, как можно догадаться, идет о будущих действиях президента США Дональда Трампа, хотя его имя в заявлении ФРС и не упоминается.

Инфляция в США, по оценкам регулятора, остается «несколько повышенной». В феврале в годовом выражении она замедлилась и составила 2,8% после 3% в январе. Дефлятор потребительских расходов (более чувствительный индикатор) в январе оценивался в 2,5% после 2,6% в декабре (февральское значение будет опубликовано в конце марта). Базовый показатель инфляции (Core PCE, без учета продовольствия и энергоносителей) составлял в январе 2,6% после 2,8%.

Уверенности в дальнейшем снижении инфляции в США у аналитиков нет — ее рост на горизонте ближайших месяцев прогнозируют в том числе эксперты Goldman Sachs и Trading Economics. На поступающих данных, поясним, еще не отразился эффект от пошлин — ограничения в отношении Мексики и Канады, а также повышенные тарифы на китайский импорт вступили в силу только в марте.

Но последствия экономической политики нового президента уже отразились на инфляционных ожиданиях: по мартовским данным, через год домохозяйства в США ждут показатель темпа роста цен на уровне 4,9% (это максимальная оценка с ноября 2022-го), через пять лет — 3,9% (рекордное значение с февраля 1993-го).

Говоря об инфляционных ожиданиях Джером Пауэлл впервые упомянул пошлины как «движущий фактор» их роста.

В обновленном вчера прогнозе ФРС оценки инфляции с учетом рисков повышены: в 2025 году она может составить 2,7% (декабрьский прогноз предполагал 2,5%), в 2026-м — 2,2% (2,1%). Отвечая на вопрос о причинах пересмотра прогноза по инфляции господин Пауэлл отметил, что «отчасти это связано с тарифами». Впрочем, признавать тренд устойчивым он не стал.

Как известно, регулятор следит за достижением своих целей не только по ценовой стабильности, но и по занятости. В заявлении ФРС отмечается, что условия на рынке труда остаются стабильными, при этом фразы о том, что риски для устойчивой занятости и замедляющейся инфляции сбалансированы, больше нет. Вместо нее — комментарий о том, что к рискам для обеих целей комитет относится «внимательно». Отметим, хотя безработица в марте повысилась незначительно (до 4,1% с 4%), показатель, учитывающий также тех, кто работает неполный день, вырос до максимальных с октября 2021 года 8% после 7,5% в феврале. Динамика на рынке труда в сочетании с данными об инфляции уже усиливает опасения аналитиков относительно возможной стагфляции.

Пока же прогноз для роста экономики США в марте несколько ухудшен: по итогам этого года ВВП страны вырастет на 1,7% (2,1% в декабре), по итогам следующего — на 1,8% (2%), ожидают в ФРС. Заметное ухудшение оценок объясняется в том числе динамикой потребительских настроений (вклад расходов населения в ВВП США оценивается примерно в 70%). По данным Мичиганского университета, индекс потребительского доверия в марте снизился до минимальных с конца 2022 года 57,9 пункта после 64,7 пункта в феврале. Аналитики прогнозировали его значение на уровне 63,1 пункта. Как следует из отчета, большинство потребителей (вне зависимости от партийных предпочтений) отмечали сложности в долгосрочном планировании на фоне изменчивой экономической политики властей.

На фоне изменения торгового ландшафта замедлиться может и деловая активность в США.

Пока соответствующий индикатор PMI остается в положительной зоне (выше отметки в 50 пунктов). Однако динамика во многом объясняется увеличением закупок бизнеса в ожидании роста цен и сбоев в поставках.

Точечный график (фиксирует ожидания траектории ставки членами Комитета по открытым рынкам), опубликованный ФРС, предполагает, что к концу года ставка составит 3,75–4%. В 2026 году она может опуститься до 3,25–3,5%. По оценкам рейтингового агентства Fitch, представленным на этой неделе, из-за инфляционных рисков ФРС в 2025 году снизит ставку лишь один раз — в четвертом квартале, на 25 базисных пунктов. На 2026 год аналитики прогнозируют три снижения — ожидается, что регулятор смягчит условия кредитования на фоне слабого роста экономики. Пока прогнозирование, впрочем, заметно осложняется неопределенностью, которая сохраняется вокруг решений Дональда Трампа: объем и сроки введения всех запланированных им ограничений пока не ясны.

Кристина Боровикова

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×