В феврале 2024 года продажи новых легковых автомобилей на российском рынке снизились на 24,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 78 040 единиц.
Как сообщает РБК со ссылкой на аналитическое агентство «Автостат», по сравнению с январем текущего года падение составило 12,4%. Для сравнения, в феврале 2023 года было продано 103 954 автомобиля, а в 2022 году — 114 349 единиц. Текущие показатели близки к январским результатам 2024 года (80 212 штук), но значительно ниже уровня, наблюдавшегося с марта 2022 по май 2023 года.
Эксперты связывают снижение продаж с несколькими факторами. Во-первых, многие потенциальные покупатели откладывают приобретение автомобилей в ожидании возможного возвращения на рынок глобальных автопроизводителей, которые покинули Россию в последние годы. Во-вторых, высокие процентные ставки по кредитам делают покупку машин менее доступной для населения. Многие предпочитают сохранять средства на депозитах, а не тратить их на крупные приобретения. Кроме того, китайские автобренды, активно заполняющие российский рынок, начали снижать цены, что порождает ожидания дальнейшего удешевления автомобилей.
Несмотря на текущее снижение, эксперты прогнозируют оживление рынка уже в марте. Январь и февраль традиционно считаются низким сезоном для автомобильных продаж, тогда как с наступлением весны спрос обычно начинает расти. Однако точные прогнозы зависят от множества факторов, включая экономическую ситуацию в стране и доступность кредитных ресурсов.
На данный момент ни один из автоконцернов, покинувших Россию, официально не объявил о планах возвращения. Тем не менее, бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон заявил, что многие из этих компаний сохраняют интерес к российскому рынку и могут рассмотреть возможность возобновления деятельности в стране. Глава Renault Лука де Мео также не исключил сценария возвращения бренда в Россию. Кроме того, в феврале на сайте hh.ru появились вакансии от Kia Russia & CIS, что может свидетельствовать о подготовке к возобновлению работы.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов отметил, что уход иностранных брендов стал стимулом для развития отечественной автомобильной промышленности. Ведомство готово сформировать свою позицию по вопросу возможного возвращения международных компаний, если получит соответствующее поручение от правительства.
Лидером российского автомобильного рынка в феврале оставалась LADA, увеличившая свою долю до 31,5% (24 573 автомобиля) по сравнению с 27,6% годом ранее. Среди иномарок первое место занял китайский бренд Haval, продажи которого составили 9 570 единиц. За ним следуют другие китайские производители: Chery (8 389 штук), Geely (5 101 штук), Changan (4 424 штук) и OMODA (2 040 штук). В десятку лидеров также вошли белорусский Belgee (2 001 штук) и китайские марки Jetour (1 770 штук), JAECOO (1 627 штук) и EXEED (1 442 штук).