Аренду квартир перенесли на майские

Туристический спрос следует за рабочим календарем

Впервые за десять лет в России упал интерес к бронированию в конце февраля — начале марта арендного жилья и отелей. Туриндустрию подвел перенос на май дополнительных к 23 февраля и 8 марта выходных. Отсутствие традиционного скачка спроса сдерживает и рост стоимости размещения, приводя к сокращению доходов участников рынка.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Спрос на краткосрочную аренду квартир в России в период весенних праздников (20 февраля — 10 марта) сократился на 10% год к году, подсчитали в «ЦИАН.Аналитике». Это продиктовано отсутствием в этом году дополнительных выходных, приуроченных к 23 февраля и 8 марта, поясняет эксперт «ЦИАН.Аналитики» Елена Бобровская. Директор по маркетингу «Суточно.ру» Айрат Мусин зафиксировал снижение спроса на краткосрочную аренду на 10–15% на даты весенних праздников.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин поясняет, что этот тренд характерен для туристического рынка в целом. Объем бронирований на даты вокруг 23 февраля и 8 марта в этом году на 20% отстает от показателей прошлого года. «Спрос соответствует значениям обычных выходных»,— поясняет он. Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании CMWP Марина Смирнова говорит, что количество отельных бронирований на весенние праздники в России за год сократилось на 13–15%. Обычно, по ее словам, эти даты обеспечивают рост загрузки на 10–30% к обычным выходным.

Производственный календарь 2025 года не предусматривает дополнительных выходных на 23 февраля и 8 марта впервые как минимум с 2016 года. Это продиктовано в том числе более длительными выходными в мае, когда нерабочими будут периоды с 1 по 4 и с 8 по 11 мая.

Самое выраженное снижение спроса на 20 февраля — 10 марта в «ЦИАН.Аналитике» зафиксировали в Анапе — на 73% год к году, Геленджике — на 47% и Сочи — на 46%. В Москве и Санкт-Петербурге показатели сократились на 28% и 27% соответственно. Сергей Ромашкин поясняет, что для краткосрочных поездок туристы обычно выбирают города, расположенные неподалеку либо с удобной логистикой. Представитель OneTwoTrip Елена Шелехова говорит, что на Москву пришлось 23,4% от всех бронирований на 20 февраля — 10 марта этого года, на Санкт-Петербург — 14,7%, на Сочи — 10,7%. Часть городов на весенние праздники показали рост спроса. Речь идет о тех, что мало ассоциируются с туристическими поездками либо восстанавливаются после спада. Так, спрос на краткосрочную аренду в Перми на период 20 февраля — 10 марта вырос на 25% год к году, в Севастополе — на 31%, отмечают в «ЦИАН.Аналитике».

Города с самым заметным снижением спроса на краткосрочную аренду 20 февраля — 10 марта 2025 года

Город Снижение спроса (% год к году) Стоимость ночи (тыс. руб.) Наценка в период праздников* в 2024 году (%) Наценка в период праздников* в 2025 году (%)
Анапа 73 3,1 2 0
Геленджик 47 4,7 4 3
Сочи 46 4,2 5 1
Махачкала 33 2,9 2 1
Новороссийск 29 3,1 4 2
Москва 28 5 4 2
Санкт-Петербург 27 3,9 7 5
Воронеж 23 2,9 3 1
Ростов-на-Дону 20 3,1 1 1
Казань 19 3,8 11 4
В среднем по выборке из 32 городов 10 3,4 5 2

*Относительно обычных дней месяца.

Источник: «ЦИАН.Аналитика».

Отсутствие сезонного роста спроса приводит к сокращению выручки отельеров, констатирует Марина Смирнова. Средствам размещения не удалось существенно скорректировать стоимость размещения. Согласно «Яндекс Путешествиям», средняя стоимость забронированной ночи в России на период 20 февраля — 8 марта составила 6,6 тыс. руб., увеличившись на 10% год к году. Это изменение отражает инфляционный рост. Согласно Росстату, годовая инфляция в России в январе составила 9,92%.

В «ЦИАН.Аналитике» обращают внимание на сокращение наценок на рынке краткосрочной аренды.

Если в прошлом году квартиры на время весенних праздников стоили в среднем на 5% дороже, чем в соседние даты, то в этом году прирост составил лишь 2%. В некоторых городах, например Анапе, цены в принципе не корректировались. В «Суточно.ру» отмечают, что средняя стоимость краткосрочной аренды квартир на весенние праздники в России составила 4 тыс. руб. за ночь, прибавив 5,3% год к году.

Падение продаж в период весенних праздников вряд ли окажет негативный эффект на весь гостиничный рынок по итогам года. Сергей Ромашкин обращает внимание на то, что 55% от общего объема туристических бронирований формируют три летних месяца. Совокупная доля февраля и марта, по его словам, составляет около 10%. В «Туту» рассчитывают, что объем рынка краткосрочной аренды в этом году в целом вырастет на 18–24% к прошлому. Операционный директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игорь Кокорев отмечает, что выпавший объем продаж может быть компенсирован дополнительными выходными на майские праздники, но лишь частично. Востребованные направления поездок в эти периоды могут различаться, говорит он.

София Мешкова, Александра Мерцалова

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму