Металлурги отработают смартфоны

У компаний растет интерес к работе с ломом драгметаллов

Металлургические компании с развитым направлением по заготовлению лома и профильные игроки стали больше интересоваться сбором лома электроприборов с содержанием драгметаллов на фоне высоких цен на золото и серебро. По оценкам Минпромторга, в РФ ежегодно образуется до 2 тыс. тонн электронного лома, содержащего более 60 тонн драгметаллов. Но развитие бизнеса требует значительных инвестиций и может не окупиться в условиях отсутствия стабильного рынка сбыта и высокой ключевой ставки.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

На фоне снижения сбора и потребления ломов черных металлов участники рынка заинтересовались сбором лома электронных приборов с достаточным содержанием драгметаллов. Об этом сообщили собеседники “Ъ” в кулуарах отраслевой конференции «Бизнес в сфере лома драгметаллов». По словам источников “Ъ”, если не искать новые сегменты, следует сокращать объемы бизнеса минимум в два раза.

По данным ассоциации «Руслом.ком», в 2024 году сбор лома в России сократился на 17,6%, до 19,9 млн тонн, а потребление лома — на 22%, до 19,9 млн тонн. В 2025 году показатели могут сократиться до 16 млн и 13,8 млн тонн соответственно, учитывая снижение выплавки и потребления стали на внутреннем рынке, а также сохраняющиеся экспортные ограничения, прогнозирует директор «Руслом.ком» Виктор Ковшевный.

Источники “Ъ” говорят, что крупные металлургические холдинги, у которых развито ломозаготовительное направление, в 2024–2025 годах получили лицензии на работу с ломом и отходами драгметаллов и планируют выход в сегмент в этом году.

Основным стимулом становятся рекордно высокие цены на золото и растущие вслед за ним цены на серебро. По итогам торгов 28 февраля фьючерсы на золото на Чикагской товарной бирже (CME) торговались на уровне $2,86 тыс. за тройскую унцию, на серебро — $31,7 за унцию.

Гендиректор рейтингового агентства «Русмет» Марина Угловская говорит, что в специализированной системе ГИИС ДМДК уже зарегистрировано более 6 тыс. игроков, которые образуют, продают и закупают драгметаллы и лом таких металлов. Но переплавка электронного лома в электродуговых печах не осуществляется, потому необходимо ставить новую производственную линию, отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов. Собеседники “Ъ” на рынке оценивают запуск направления по работе с ломом драгметаллов с нуля в 500 млн руб. При этом, отмечает господин Хазанов, высокие цены на драгметаллы могут не покрыть риски от инвестиций при текущей ключевой ставке и неоднозначных перспективах рынка сбыта в условиях стагнации внутреннего потребления металлов и ограниченных возможностей экспорта.

Оценки потенциального объема рынка разнятся. По данным Виктора Ковшевного, только на руках у граждан находится около 900 тонн изделий из драгметаллов или с их содержанием, которые могут стать ломом. Также ежегодно образуется более 1,5 млн тонн отходов электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО), из которых перерабатываются только 5%. Этот вторичный ресурс относится к категории с небольшим содержанием драгметаллов, но при значительном объеме образования таких отходов совокупное извлечение тоже будет велико. В тонне ОЭЭО в среднем содержится от 250 г до 5 тыс. г серебра, от 25 г до 1 тыс. г золота, 5–40 г платины, 5–100 г палладия и т. д., говорит господин Ковшевный.

По оценкам Минпромторга, в РФ ежегодно образуется до 2 тыс. тонн электронного лома, в котором содержится более 60 тонн драгметаллов.

Эксперт по учету драгметаллов корпорации «Сача» (федеральный оператор лома и отходов из металлов) Андрей Белов говорит, что в среднем из ломов извлекается около 30 тонн золота в год.

Собеседники “Ъ” в аффинажной отрасли скептически оценивают перспективы увеличения загрузки аффинажных мощностей. По словам источника “Ъ”, если ранее на мобильный телефон приходилось 20 г промышленного золота, то сейчас — до 0,2 г, так как промышленность замещает драгметаллы в том числе новыми материалами. А для аффинажного завода рентабельной считается партия лома с содержанием от 200 г золота, добавил собеседник “Ъ”.

Ожидаемо на конференции обсуждалась и необходимость наладить механизмы извлечения из лома редкоземельных металлов (РЗМ; см. “Ъ” от 26 февраля). Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов говорит, что РЗМ часто требуют специфических методов извлечения, таких как использование кислотных растворов или высокотемпературных процессов. Сами технологии такого извлечения находятся в России на стадии развития и при столь сложном и дорогостоящем пороге входа в сегмент он может быть эффективен только при значительной господдержке, отмечает он.

Полина Трифонова

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×