Клик без Драйва

Сбербанк закрывает дочерний автобанк

Лидер рынка автокредитования Драйв Клик банк, дочерний банк Сбербанка (MOEX: SBER), вскоре уйдет с рынка, утверждают источники “Ъ”. Розничный кредитный портфель будет передан материнской структуре, которая уже получила почти его половину — 180 млрд руб. Эксперты считают, что реорганизация проводится ради снижения внутригрупповых административных издержек: сегмент автокредитования сам по себе остается привлекательным для банков.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, Сбербанк в этом году планирует закрыть дочерний Драйв Клик банк, специализирующийся на автокредитовании.

В сентябре 2012 года Сбербанк завершил сделку по приобретению 70% акций банка «БНП Париба Восток» у французской группы BNP Paribas. В 2013 году доля Сбербанка увеличилась до 74%, а банк был переименован в «Сетелем». В 2020 году Сбербанк объявил, что станет единственным владельцем «Сетелема». В конце 2022 года банк «Сетелем» был переименован в Драйв Клик банк.

По данным «Автостата», Драйв Клик банк является лидером на российском рынке автокредитования. Согласно данным ЦБ, на 1 января 2025 года банк занимал 13-е место по объему розничных кредитов. С сентября 2024 года его кредитный портфель уменьшился с 408 млрд до 226 млрд руб. К концу года скорость снижения портфеля нарастала — если в сентябре и октябре он терял чуть более 20 млрд руб., то в ноябре снизился на 47 млрд руб., а в декабре — на 78 млрд руб.

Как рассказал “Ъ” источник в крупном российском банке, снижение портфеля розничных кредитов Драйв Клик банка связано с передачей Сбербанку пулов кредитов по договору цессии. Источник в другом банке, занимающемся автокредитованием, рассказал “Ъ”, что часть команды Драйв Клик банка уже перешла в Сбербанк и в этом году планируется перевод всего его бизнеса в материнскую структуру. По словам еще одного источника, знакомого с ситуацией, Драйв Клик банк прекратит выдачу автокредитов после 14 февраля, но продолжит передачу портфеля Сбербанку, а потом будет ликвидирован.

В Сбербанке оперативно не прокомментировали ситуацию.

Эксперты считают, что Сбербанк решился на ликвидацию крупнейшего игрока на рынке автокредитования ради снижения издержек, но большую экономию он вряд ли получит.

По словам МВА-профессора бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексея Войлукова, судя по динамике изменения портфеля Драйв Клик банка, в сентябре Сбербанк принял ряд решений по оптимизации затрат с целью подготовки к прохождению сложного 2025 года, в числе которых оказался перевод на свой баланс всех автокредитов ради снижения административных расходов. «Портфель планомерно сворачивается четыре месяца подряд, также снижается пассивная часть в виде межбанковских кредитов, и вполне возможно, что эти кредиты были от самого Сбербанка»,— говорит он. В пользу версии о том, что решение ликвидировать Драйв Клик банк было принято в сентябре, говорит и тот факт, что с начала года до августа его портфель розничных кредитов вырос более чем на 100 млрд руб. и только в сентябре начал снижаться.

Председатель комиссии по безопасности финансового рынка ТПП РФ Тимур Аитов отмечает, что вопрос с ликвидацией Драйв Клик банка чисто бизнесовый — дело касается уменьшения издержек автокредитования и минимизации сопутствующих рисков. «При ликвидации квалифицированные сотрудники банка остаются, клиенты тоже сохраняются, и даже сам бренд Сбербанка для клиентов более внятный, чем странноватый Драйв Клик банк»,— говорит он. При этом кредит под 30% большинство клиентов брать уже не готовы, соответственно, поток заявок падает, и сам смысл существования отдельного банка под автокредиты как «страховки» от ухудшения качества кредитного портфеля пропадает, заключает эксперт.

Другие крупные банки, занимающиеся автокредитованием, наращивают активы — четыре из пяти банков, увеличивших за прошлый год объем розничных кредитных портфелей более чем на 50%, активно работают на этом рынке (см. “Ъ” от 5 февраля).

Максим Буйлов

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×