Сталевары под давлением

Крупные компании сократили производство металла

«Северсталь» и ММК, на которые приходится почти 30% производства стали в России, снизили выплавку по итогам 2024 года на 8–14%, до 21,6 млн тонн совокупно. Сказались экспортные ограничения и отсутствие роста спроса на внутреннем рынке. В 2025 году сильного снижения выплавки стали не ожидается из-за продолжения реализации инфраструктурных проектов, но и восстановление спроса вряд ли возможно без снижения ключевой ставки Центробанка.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Крупные российские производители стали «Северсталь» и ММК снизили выплавку металла по итогам 2024 года, следует из отчетности компаний. Совокупно на них приходится почти 30% производства стали в РФ. Всего в России за прошлый год было выплавлено чуть больше 70 млн тонн стали, что на 7% меньше, чем годом ранее, по данным Всемирной ассоциации стали. Третий крупный металлург — НЛМК — не публикует отчетность с конца 2022 года.

«Северсталь», сообщила компания 3 февраля, сократила производство стали в 2024 году на 8% год к году, до 10,4 млн тонн, чугуна — на 11%, до 10 млн тонн. У ММК эти показатели снизились на 13,8% и 4,5%, до 11,2 млн тонн и 9,5 млн тонн соответственно. Но, в отличие от ММК, сократившего продажи стальной продукции в прошлом году на 9,8%, продажи «Северстали» выросли на 1%, до 10,9 млн тонн.

Тем не менее на фоне неблагоприятной ценовой конъюнктуры и высокой ключевой ставки, увеличивающей стоимость обслуживания кредитов и себестоимость, EBITDA «Северстали» в 2024 году снизилась на 9%, до 237,88 млн руб., а чистая прибыль — на 22%, до 149,6 млн руб. ММК пока отчитался о снижении EBITDA на 8,7% и чистой прибыли на 20,4% по итогам девяти месяцев. Но аналитики ожидали, что и в четвертом квартале и в целом по году финансовые результаты компании останутся под давлением.

С точки зрения продаж обе компании показали более позитивную динамику в сегментах продукции с высоким переделом. Так, продажи премиальной продукции ММК сократились в 2024 году всего на 6,4%, а некоторые категории, например гнутый профиль и трубный прокат, показали рост — на 22% и 1,6% соответственно. «Северсталь» сократила продажи полуфабрикатов на 51%, а продажи коммерческой стали и продукции высокого передела выросли на 5% и 7% за год соответственно.

Компании связывают снижение продаж полуфабрикатов с длительными ремонтами в доменном и прокатном переделах. Кроме того, сказалась конъюнктура на мировом рынке. «Цена сляба упала до $380 за тонну на базисе FOB. Даже самые эффективные российские стальные компании с высоким уровнем вертикальной интеграции сталкиваются с давлением на рентабельность при таком уровне цен»,— говорит руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. По его словам, спрос на полуфабрикаты ослабевает из-за неблагоприятной экономической ситуации на европейском рынке, а продукция высокого передела традиционно продается в России.

Ожидания относительно рынка РФ у участников рынка и аналитиков осторожные.

«Жесткая денежно-кредитная политика, затрудненный доступ к кредитным средствам продолжат оказывать неблагоприятное влияние на деловую активность в России. Если высокие ставки будут сохраняться долгое время, то потребление стали в России в 2025 году может продолжить снижаться»,— комментирует гендиректор «Северстали» Александр Шевелев.

В 2024 году машиностроение оказало дополнительную поддержку внутреннему спросу на сталь, однако потенциал дополнительного спроса этой отрасли может быть исчерпан в текущем году, добавляет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.

Ассоциация «Русская сталь» в конце января прогнозировала сокращения спроса на сталь в РФ не менее чем на 5% в текущем году. Аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев ожидает в текущем году снижения потребления на внутреннем рынке на 2–3%. Поддержать спрос сможет реализация инфраструктурных проектов, где меньшая зависимость от ключевой ставки, уверены в «Северстали». Даже при неблагоприятной рыночной ситуации выплавка стали в стране в 2025 году едва ли будет ниже 70 млн тонн, говорит Борис Красноженов.

Полина Трифонова

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×