20 января, в том самый день, когда в Вашингтоне проходила инаугурация 47-го президента США Дональда Трампа, агентство Блумберг
В прошлом году Федеральный резерв заявлял о том, что инфляцию почти удалось загнать в прокрустово ложе 2 процентов (что принято считать «нормальной» инфляцией, с которой не надо бороться). Соответственно, Федеральный резерв устами своих руководителей (прежде всего, председателя ФРС Джерома Пауэлла) заявлял, что в 2025 году он как минимум не будет повышать ключевую ставку. А, может быть, даже понизит. Напомню, что последний раз решение по ключевой ставке ФРС принимала в декабре 2024 года. Она снизила ее на четверть процентных пункта до значения 4,25-4,50%. Это было уже третье за год снижение ключевой ставки. Участники рынка также были уверены, что в 2025 году повышения ставки не будет и что даже есть некоторая вероятность ее дальнейшего снижения. Ещё в начале второй декады января, согласно традиционным опросам, 60% американских трейдеров ставили на снижение ставок, а 40% – на их сохранение на прежнем уровне.
И вот при закрытии торгов в пятницу 17 января был сделан очередной традиционный «замер» ожиданий трейдеров по ключевой ставке. Он показал, что 25% респондентов ожидают повышения ключевой ставки в текущем году. Это довольно резкая смена настроений в пределах одной недели. Вероятно, на это повлияло большое количество публикаций и видеоматериалов, в которых обсуждались возможные экономические последствия ожидаемых новаций 47-го президента США в первый год его нахождения в Белом доме. Новаций ожидается множество, а сценариев возможных их последствий еще больше. И многие из них далеко не самые оптимистичные.
Взять, к примеру, обещание Трампа повысить импортные пошлины. Он неоднократно заявлял об установлении пошлин на товары из Канады и Мексики в размере 25%. По товарам из Китая – обещание поднять их до 60%. Трамп также предупредил о возможном повышении пошлин на европейские товары. А тем странам, которые будут пытаться подрывать статус доллара США как мировой валюты, грозил санкционными пошлинами в 100 процентов. В случае реализации этих обещаний импорт в США действительно сократится, но цены импортных товаров, которые будут все-таки попадать на американский рынок, значительно вырастут. А это может подстегнуть общий рост инфляции. Товары американского производства, которые могут прийти на замену китайских, будут стоить дороже, а это также фактор инфляции.
Не вдаваясь в детали, отмечу, что не ясно, каким образом Трамп собирается бороться с гигантскими бюджетными дефицитами. Конкретных предложений по сокращению бюджетных расходов пока нет, а вот надежд на рост бюджетных доходов нет (Трамп предложил сохранить те налоговые льготы, которые он ввел еще в первый срок своего пребывания в Белом доме). А сохранение бюджетного дефицита – постоянный источник инфляции.
Сейчас, между прочим, в Давосе проходит ежегодный саммит Всемирного экономического форума. Франсуа Вильруа де Гало, представитель Европейского центрального банка (ЕЦБ), в своем выступлении в Давосе 22 января предупредил, что США могут столкнуться с инфляционными эффектами из-за таможенных тарифов и фискальной политики администрации Трампа.
В общем, американский бизнес несколько напрягся в связи с прогнозами, которые ставят под сомнение, что Федеральному резерву удастся в этом году прижать инфляцию до уровня в 2 процента. Думаю, что и 47-й президент США также напрягся. Ведь ему, как и в период своего первого срока пребывания в Белом доме, нужны самые низкие ключевые ставки. Желательно такие, какие были в период с 2008 по 2014 г. Тогда ФРС совместно с Минфином США проводили денежно-кредитную политику, которая получила название «количественные смягчения». При такой политике ключевая ставка находилась на уровне «плинтуса» – 0 – 0,25%. Конечно, такая ставка была очень выгодна американскому бизнесу, который мог получать низкопроцентные кредиты. Но она была не менее приятной и для правительства, которому не надо было сильно тратиться на обслуживание государственного долга (выплату процентов по казначейским бумагам, которые привязаны к ключевой ставке).
У Дональда Трампа еще во время первого президентского срока (2017-2021 гг.) были очень непростые отношения с Федеральным резервом. Сначала с Джанет Йеллен, которая возглавляла ФРС до 2018 года, потом с Джеромом Пауэллом, который сменил ее на этом посту и который до сих пор сидит в кресле председателя совета ФРС США. Они почти никак не отзывались на требования Трампа понижать ключевую ставку. Ставки, кстати, были не очень высокими (в среднем 1,5 – 2,0%) но Трампу хотелось еще более низких. Тогда многие увидели, что американский центральный банк действительно очень независим от государства, в том числе от президента США. Со стороны Трампа звучали угрозы уволить сначала Джанет Йеллен, потом Джерома Пауэлла. Но они кончались ничем.
И вот после четырехлетнего перерыва Трамп вновь вступает в отношения с Федеральным резервом. Нынешняя ключевая ставка ФРС заметно выше ключевых ставок 2017-2021 гг. А вот государственный долг США на момент вступления Трампа в должность президента 20 января 2025 года составил 36,4 трлн долл. А за восемь лет до этого (когда Трамп первый раз вступил в должность) он был равен 20,2 трлн долл. В 2024 году бюджетные расходы на обслуживание государственного долга, по предварительным оценкам, достигли 868 млрд долл. Т. е. они впервые в истории США превысили расходы на оборону, которые традиционно были самой большой бюджетной статьей.
Очевидно, что сегодня для Трампа низкая ключевая ставка ФРС еще более необходима, чем восемь лет назад. А тут в самом начале его второго президентского срока звучат намеки на то, что Федеральный резерв, наоборот, может ключевую ставку повысить. Это не может не портить настроение 47-го президента США. Пытаться решить вопрос путем смещения Джерома Пауэлла (которому, согласно действующим нормам, положено находиться в кресле председателя до 2028 года) – проблематично. Трамп уже делал попытки в первый свой срок, но безуспешные. Даже если удастся провести замену досрочно, где гарантия того, что следующий глава ФРС будет смотреть Трампу в рот? У главы ФРС ведь есть другие, настоящие хозяева – главные акционеры Федерального резерва.
Для нынешней команды Трампа Федеральный резерв является камнем преткновения не только потому, что он принимает решения по ключевой ставке без учета потребностей правительства. Но и потому, что он категорически против того, чтобы в Америке были полностью легализованы криптовалюты. А команда Трампа (да и сам Трамп) сегодня активно выступает за всемерное распространение криптовалют – их майнинг, биржевую торговлю криптой, использование крипты в качестве средства платежа в разных транзакциях. Это подрывает позиции доллара США, а потому Федеральный резерв, вынужден защищать официальную национальную валюту и всячески противодействовать криптоинициативам Трампа и его команды. Назревает очень серьезная коллизия между 47-м президентом США и его командой, с одной стороны, и Джеромом Пауэллом и Федеральным резервом, с другой стороны. Наблюдатели полагают, что в свой второй президентский срок Трамп будет действовать против Федерального резерва более решительно и грамотно. Да и возможностей сейчас у него больше. На сегодняшний день республиканцы имеют большинство как в нижней, так и верхней палатах Конгресса США. И такое положение сохранится в Капитолии по крайней мере, до промежуточных выборов 2026 года. Трамп и его команда попытаются максимально использовать эту благоприятную для них раскладку сил. Эксперты и наблюдатели не исключают того, что уже в этом году Трамп через своих людей в конгрессе может инициировать подготовку закона, который призван изменить статус ФРС США. А именно подчинить его государству. Пока все это на уровне предположений экспертов. Но если это действительно произойдет, тогда данное начинание можно смело назвать американской революцией. Причем революцией с непредсказуемыми последствиями.