Ставка поднялась на порт

Инвестиции операторов не выдерживают денежно-кредитной политики ЦБ

В дискуссию с ЦБ относительно ставки вступили и портовые операторы. Участники рынка сообщили регулятору, что взяли на себя обязательства по инвестированию порядка 900 млрд руб. до 2030 года, но заградительная ключевая ставка не дает возможности привлекать заемные средства. В ЦБ посоветовали замещать банковские кредиты долевым финансированием и пообещали снижение инфляции до 4% в 2026 году.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) и ЦБ обменялись письмами относительно влияния ключевой ставки на инвестиции. Копии обращения исполнительного директора АСОП Серика Жусупова и ответа департамента денежно-кредитной политики ЦБ от 17 января есть у “Ъ”.

Как отмечается в письме АСОП, за 25 лет портовые мощности выросли более чем в пять раз, до 1,37 млрд тонн, а объем перевалки — более чем в 5,6 раза, до 906,5 млн тонн. При этом соотношение частных и государственных инвестиций не опускалось ниже 5–10 руб. к 1 руб.

В 2024 году, пишет господин Жусупов, второй раз за всю новейшую историю портов (первый раз — в 2022 году), наблюдается тенденция к снижению грузооборота.

По итогам года показатель снизился на 2,3%, до 886,3 млн тонн. Сократилась перевалка и сухих (на 1,9%), и наливных грузов (на 2,6%), из всех типов сообщения вырос только импорт (на 11%). Из бассейнов небольшой прирост наблюдается только в Балтийском и Каспийском.

Реализация нацпроекта «Эффективная транспортная система», предполагающего рост объема международных перевозок к 2030 году в 1,5 раза и увеличение мощностей морских портов до 1,6 млрд тонн, потребует 580 млрд руб. частных и 119 млрд руб. государственных инвестиций. Дополнительно, указывают в АСОП, заявлено еще 33 проекта с частными инвестициями более 300 млрд руб.

Но санкции и ограничение на формирование доходной части портовых проектов в иностранной валюте препятствуют кредитованию за пределами РФ, а «практически запретительная базовая ставка» ЦБ не позволяет использовать заемные средства, говорится в письме.

В этой связи Серик Жусупов попросил главу ЦБ Эльвиру Набиуллину «при принятии решений по ключевой ставке и иным мерам по борьбе с инфляцией учитывать возможные негативные последствия для портовой и других отраслей транспорта».

В ЦБ ответили АСОП, что «полагаться только на заемное финансирование и допускать ускорение роста кредитной нагрузки, непропорциональное динамике доходов предприятий, чревато существенными сложностями с обслуживанием долга». Вместо банковских кредитов, пишет регулятор, компании могут активнее привлекать долевое финансирование, развитию которого и будет «уделено особое внимание в предстоящие годы». По прогнозу ЦБ, сказано в письме, годовая инфляция «снизится до 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем».

Высокая ставка ЦБ вызывала беспокойство и в других отраслях промышленности. В «Северстали» допускали на этом фоне пересмотр инвестиций в 2025 году. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов говорил об угрозе для поддержания темпов производства, а глава «Ростеха» Сергей Чемезов — о рисках для экспорта продукции длительного цикла производства.

Высокая ставка ЦБ РФ приводит не столько к снижению инфляции, сколько к ограничению деловой активности, сокращению инвестиций и выпуска товаров, говорит замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Он указывает, что сокращение выпуска в натуральном выражении за январь—ноябрь 2024 года Росстат фиксирует во многих отраслях. В добыче угля отрицательные значения отмечаются восемь месяцев, железной руды — семь, известняка — восемь, гипсового камня — пять, щебня — десять, песков — девять. Среди обрабатывающих производств негативная динамика в течение нескольких месяцев отмечалась в производстве лесоматериалов, кокса, дизтоплива, конструкций из черных металлов, труб, проката. До «светлого будущего», к которому стремится ЦБ, доживут не все предприятия, резюмирует господин Савчук.

Наталья Скорлыгина

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×