Россия — родина блендов

Алкогольные группы наращивают производство виски

На российском рынке виски, пострадавшем от сокращения импорта на 50% в 2022 году, растут доли местных производителей. В первые месяцы 2023 года крупнейшие объемы напитка выпустили Beluga Group, Stellar Group и Ladoga, а производитель виски Bell’s ушедшей из России Diageo ожидаемо резко сократил разлив. Конкуренция на рынке будет только расти, и состав крупнейших игроков еще может измениться.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По итогам первых двух месяцев 2023 года крупнейшими производителями виски в России стали Beluga Group (бренд Fox & Dogs), Stellar Group (Mancatcher, Steersman) и Ladoga (Fowler’s), следует из имеющихся у “Ъ” данных участников рынка. По этим подсчетам, Beluga Group в январе—феврале 2023 года выпустила 219 тыс. дал виски — на 58% больше, чем за первые два месяца 2022 года. Stellar Group увеличила разлив напитка втрое, до 103 тыс. дал, а Ladoga — более чем в десять раз, до 102 тыс. дал год к году.

Четвертое место по производству виски в январе—феврале этого года заняла ГК «Алвиса» (Nucky Thompson, Red & Black и др.), увеличив разлив год к году более чем в три раза, до 83 тыс. дал. Пятым стал Тульский винокуренный завод 1911 (Noble Stag, Dunmor), выпустив 58 тыс. дал виски, что на 67% больше, чем годом ранее.

В целом, по имеющимся у “Ъ” данным, в январе—феврале 2023 года производство виски год к году выросло на 56%, до 706 тыс. дал. На пять компаний пришлось более 80% объема.

Выбыло из списка крупнейших производителей виски ЗАО «Игристые вина», которое с 2020 года разливало напитки Bell’s и White Horse по контракту с Diageo, ушедшей из России в 2022 году, а также развивает свой бренд Forest Cat. По имеющимся у “Ъ” данным, в январе—феврале этого года «Игристые вина» выпустили 8 тыс. дал виски, а в первые два месяца 2022 года — 120 тыс. дал. В «Игристых винах», Beluga Group и Stellar Group комментарии не предоставили.

Президент Ladoga Вениамин Грабар говорит, что помимо Fowler’s драйверами роста категории виски в первом квартале 2023 года стали Tavern Hound, а также Carrygreen и Black Beast из ирландских и шотландских спиртов соответственно. По итогам 2023 года Ladoga рассчитывает произвести более 750 тыс. дал виски и планирует вложить в продвижение брендов в категории 350 млн руб., говорит господин Грабар.

Категория виски стала самой пострадавшей на российском алкогольном рынке после начала военных действий на Украине. По имеющимся у “Ъ” данным, в 2022 году импорт виски в РФ снизился на 52%, до 1,81 млн дал. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев говорит, что ситуация с наличием на полках ввозимых по параллельному импорту популярных брендов улучшилась в категории от 1,5 тыс. руб. за бутылку 0,7 л, а в массовом сегменте виски дефицит сохраняется. Директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков добавляет, что в 2022 году в сегменте появилось большое количество новинок и уже наблюдается достаточно высокая конкуренция. По данным NielsenIQ, в 2022 году в России появилось 77 новых брендов виски, 14 из которых — локальные марки.

Пока алкогольные компании сохраняют интерес к категории. В ГК «Руст» в этом году за счет расширения листингов и запуска новых форматов рассчитывают реализовать 270 тыс. дал виски Darrow. В Алкогольной сибирской группе (АСГ) помимо импортного портфеля индийского виски планируют продать более 100 тыс. дал виски собственных марок. В декабре АСГ выпустила виски Bargest с купажом из зерновых и солодовых дистиллятов, а в мае планирует запуск двух брендов из шотландских дистиллятов. Экспертиза потребителя за последние годы усилилась, поэтому на поиск и отбор спиртов ушло около года, говорят в АСГ. В Luding к существующим маркам планируют добавить виски из шотландских спиртов под брендом Highland Cattle в премиальном сегменте, а также виски из ирландских спиртов. Ведущий бренд-менеджер Тульского винокуренного завода 1911 Елена Костина считает, что спрос на виски продолжит расти, в том числе из-за ухода с рынка части импортеров.

Игорь Алешин, руководитель Росалкогольрегулирования, в интервью «Российской газете» в марте 2023 года:

«Надеюсь, лет через пять-шесть настоящий российский виски появится в большом количестве».

Александр Ставцев отмечает, что спрос на локальные бренды будет зависеть от стабильного качества напитка, для чего важна отстройка процесса импорта дистиллятов. В противном случае потребители могут начать переключаться с виски обратно на водки, горькие настойки и бренди, говорит он. По данным ритейл-аудита NielsenIQ, в январе—феврале 2023 года продажи виски сократились на 19% в объемах и 18,5% в деньгах год к году. Продажи джина выросли на 42% и 38,1%, бренди — на 12,3% и 21,9% соответственно.

Анатолий Костырев

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×