Нерезиденты из «дружественных» стран со следующей недели смогут торговать облигациями на Московской бирже. Аналитики рассказали Forbes, какое влияние возобновление участия нерезидентов окажет на долговый рынок.
Поэтапный допуск
Нерезиденты оказались отрезаны от российского финансового рынка с начала спецоперации РФ на Украине, напоминает издание.
В конце июля было объявлено, что нерезиденты из «дружественных» стран и зарубежные компании, конечными бенефициарами которых являются российские юридические или физические лица, смогут с 8 августа торговать на Московской бирже. Биржа анонсировала, что такие клиенты получат доступ ко всем режимам торгов на фондовом и срочном рынках.
Позже Мосбиржа уточнила, что с 8 августа открывает доступ нерезидентам вышеуказанных категорий только на срочный рынок, а для предоставления им доступа на фондовый рынок потребуется дополнительная настройка биржевых систем в связи с президентским указом № 520 от 5 августа 2022 года, запрещающим до конца года представителям «недружественных» стран сделки с принадлежащими им акциями стратегических предприятий РФ и с акциями российских банков.
Мосбиржа в итоге все-таки открывает фондовый рынок для «дружественных» иностранцев с 15 августа, но частично — с допуском только к операциям с облигациями.
По мнению портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Евгения Жорниста, биржа решила допустить клиентов-нерезидентов сначала к торгам долговыми бумагами, чтобы протестировать возврат таких инвесторов на рынок после долгой паузы. Он обращает внимание на более низкую долю нерезидентов на рынке облигаций, чем на рынке акций.
Невысокие доля и влияние
Аналитики в основном не ожидают серьезного давления на долговой рынок из-за возвращения на него инвесторов из «дружественных» стран, в первую очередь — из-за их невысокой рыночной доли.
В сегменте облигаций федерального займа доля нерезидентов на начало июня равнялась 17,6% (2,77 трлн рублей), и в основном, как уточняет начальник управления информационно-аналитического контента компании «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин, эти доля приходилась на «недружественных» иностранцев, для которых рынок останется закрытым. Он ожидает нейтрального влияния возврата нерезидентов на рынок, допуская лишь «точечные просадки в отдельных выпусках облигаций».
Евгений Жорнист из «Альфа-Капитала» указывает, что в сегменте корпоративных долговых бумаг иностранцы предпочитали еврооблигации и рублевых бондов почти не держали.
Инвесторы готовились к массовым распродажам на рынке акций после возвращения на него нерезидентов, но с облигациями все по-другому, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов: купоны по облигациям выплачиваются, и иностранцы, возможно, не будут активно распродавать такие бумаги.
Заместитель начальника управления по работе с облигациями ИК «Велес Капитал» Юлия Дубинина также не ожидает активных продаж в сегменте, объясняя это тем, что в российский рынок облигаций инвестировали в основном крупные фонды из «недружественных» стран, не получающие пока доступа на рынок.
Но и активных покупок российских долговых бумаг нерезидентами она не ждет, в частности из-за ограниченного раскрытия отчетности российскими эмитентами и отсутствием у них возможности получать международные рейтинги.
«Приток новых денег будет сдерживаться ожиданиями ослабления курса рубля», — добавляет управляющий директор УК «Открытие» Василий Иванов.
Возобновление участия иностранцев в торгах долговыми бумагами может создать определенный «навес» предложения, который может давить на цены, не исключает Жорнист из «Альфа-Капитала». По его наблюдениям, уже сейчас ожидание возвращения нерезидентов привело к незначительному росту доходностей по облигациям.
Также он допускает, что некоторые нерезиденты будут покупать бумаги. «Доходности рублевых бумаг выглядят привлекательно, особенно если ставки дальше будут падать», — объясняет эксперт.
По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Ковалева, объем российских облигаций у «дружественных» иностранцев точно не известен; прогнозировать их поведение после возвращения на рынок тоже сложно. «Поэтому в данном случае мы находимся на поле очень больших допущений», — заключает он.